RSS
АСТРАХАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
  • Главная
  • Новости
    • Наши новости
    • Депутатская деятельность
    • Партийные новости
    • Публикации
    • Архив Газеты
    • Нам пишут
    • ВИДЕОРОЛИКИ
  • Комсомол
  • Выборы
  • О нас
    • Наши люди
    • Как нас найти
    • Как вступить
    • Написать нам
    • Объявления
  • Документы
    • Устав КПРФ
    • Программа партии
    • Гимн КПРФ

ТОГО ВЕЛИКОГО ОГНЯ И СМЕРТЬ НЕ ПОГАСИЛА

  • Печать
Информация о материале
Категория: Публикации
Опубликовано: 06.03.2014, 13:12
Автор: Т. КОЖЕВНИКОВА, секретарь Астраханского обкома КПРФ
Просмотров: 1422
Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/news/2014/03/06006.png'
There was a problem loading image 'images/news/2014/03/06006.png'
06006.png

К 200-летию со дня рождения

Тарас Григорьевич Шевченко. Сын крепостных крестьян, принадлежащих потомку лифляндских баронов, помещику Энгельгардту.

С раннего детства Тарас полной чашей испил горечь унизительного сиротского рабства. Полным сиротой стал в 12 лет. Талантливый самородок, он с ранних лет проявил музыкальный дар, тяготение к рисунку и красоте родного языка. Был Тарас по воле барина и пастухом, и батраком, наконец, «казачком» (дворовым слугой).

Затаив дыхание, слушал он бродячих кобзарей - народных украинских певцов, в чьих песнях воплотилась мудрость народа, сама его совесть. На всю жизнь запомнил рассказы деда, современника, а возможно, участника казацко-крестьянских восстаний. Украдкой срисовывал картины в барских покоях, за что был неоднократно жестоко бит по приказу барина.

Грамоте учился у сельского дьячка, а будучи в Вильнюсе, где два года жил его владелец, самостоятельно выучил польский язык. Находил время читать произведения украинских, русских, польских авторов. В 1831 году Энгельгардт переехал в Петербург. Видя незаурядные способности своего «казачка», решил, что профессионально образованный крепостной стоит дороже, отдал его в обучение живописи цеховому мастеру Ширяеву. В годы ученичества Шевченко принял вместе с мастером участие в росписи плафона петербургского Большого театра. Белыми ночами срисовывал в Летнем саду скульптуры. З десь познакомился со студентом Академии художеств И. Сошеником, который добился разрешения для Тараса заниматься вечерами в классах Товарищества самодеятельных художников Академии.

Трагическая судьба Шевченко глубоко волновала русских и украинских интеллигентов. Они решили во что бы то ни стало выкупить его из неволи. Энгельгардт затребовал огромную сумму. Карл Брюллов написал портрет В.А. Жуковского, который был разыгран в лотерее. Таким образом необходимая сумма была собрана, и в 1838 Тарас Григорьевич получил свободу.

В эти годы он не только занимался живописью (три его р а б о т ы были удостоены серебряной медали Академии художеств), но и литературным творчеством. В 1840 году вышел его первый поэтический сборник, который он назвал «Кобзарь».

Эта небольшая книга совершила переворот в украинском искусстве. Никто не раскрывал так полно страдания и чаяния украинского народа, никто не говорил об этом так страстно и с такой болью. «Думы, мои думы, тяжело мне с вами». Тяжело, горько, потому что поэт не может не думать о миллионах угнетенных, стонущих в панском ярме, думы не дают ему покоя, горе не усыпляет, не развеивает дум «пылью по дороге». Поэт не может молчать, полный гнева и ненависти к тирании, его думы идут к людям, будят их сознание.

Как и песни кобзарей, слово Шевченко обладало чудодейственной силой. Пламенное, трепетное, дышащее народной мудростью, оно сразу же нашло дорогу к людям. Впитав многовековые духовные ценности, созданные народом, Шевченко вместе с тем выступил оригинальным поэтом-новатором. Его творчество отразило все особенности внутреннего склада народа, его стремления. Идеал поэта неразрывно связан с жизнью, с реальными запросами времени, с народной героикой, с красотой родного края, с трудом и мыслями простого человека.

Поэзия Шевченко распространялась в списках среди заключенных царских тюрем, ее воздействие испытали Некрасов, Кольцов, по достоинству оценила и зарубежная общественность.

Сила реализма Тараса Григорьевича в ее интернациональной направленности и революционной активности. Обновление жизни, считал поэт, возможно только путем революционной борьбы.

В 1846 году Шевченко вступил в тайное Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции. В апреле 1847 года по доносу провокатора был арестован и сослан в крепость на полуострове Мангышлак за то, что «сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания». Николай I добавил от себя: «Направить под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать».

Стихи и поэмы «Сон», «Кавказ», за которые царизм преследовал поэта, - новая ступень в исторической и политической лирике. Благодаря творчеству Тараса Григорьевича Шевченко в 40-50-е годы украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала влияние на поэзию славянских народов.

В ссылке Шевченко пробыл 10 лет. Освобожден только после смерти Николая I. Солдатчина не убила талант поэта и художника. Несмотря на запрет, он и писал, и рисовал, тщательно скрывая все созданное. Произведения «невольничьей музы» отмечены ростом революционных настроений. В них призыв к расправе с тиранами («Цари»), обвинительный приговор угнетателям («В каземате», картина «Наказание шпицрутенами»), обостренная ссылкой любовь к Украине и ее порабощенному народу, братская любовь ко всем угнетенным народам («Топор был за дверью у бога» - переложение казахской легенды, услышанной в ссылке).

Тарас Григорьевич пишет не только стихи, но и прозу как на украинском, так и на русском языке.

Возвращение из ссылки было долгим и трудным. Пароходом он прибыл в Астрахань, где провел несколько дней. Передовая астраханская общественность тепло встретила изгнанника. Была устроена выставка его невольничьих произведений. Астраханцы их увидели первыми.

Затем отправился в Нижний Новгород, где был задержан. Ему объявили, что въезд в обе столицы запрещен. Но друзья добились разрешения жить в Петербурге. Здесь он сближается с Чернышевским, Добролюбовым, Некрасовым. В его сатире зазвучали еще более резкие и гневные ноты.

В 1860 году выходит второе, более полное издание «Кобзаря». Однако цензура не пропустила очень многие произведения. Часть из них была издана друзьями в Лейпциге (сборник «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко»).

1857-1861 – вершина поэзии Шевченко. Она становится еще более богатой по темам, настроениям, палитре красок в стихах о природе, полна глубокой мудрости в размышлениях о поэзии, поражает высокой культурой выразительных средств, мастерством художественной образности. Революционные призывы сопровождаются уверенностью, что «будет кара царям, царятам на земле!»

Тарас Григорьевич Шевченко внес в украинскую поэзию невиданное богатство тем, расширил ее культурные и интеллектуальные горизонты, включив исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур. Многие его произведения положены на музыку. Стали народными песнями «Завещание», «Реве та стогне Днепр широкий», Думы, мои думы».

Лучшие традиции украинской литературы и живописи связаны с творчеством Тараса Григорьевича Шевченко.

Все вынесла, перетерпела
Его любови сила.
Того великого огня
И смерть не погасила.

Леся Украинка

 

Контакты

414000 г. Астрахань,
ул. Ленина 23/20,
Астраханский обком КПРФ.
График работы: ПН.-ПТ.
C 9:00 до 18:00

На карте
+7 (8512) 51-49-13
+7 (8512) 52-00-03
info@kprfast.ru
Обратная связь
Сайт ЦК КПРФ

«КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Центральный комитет

«КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Астраханское областное отделение

ООО "Дети войны"

«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Общероссийская общественная
организация