b_240_240_16777215_0_0_images_stories_2013_12_2013_50_004.png

13 декабря посчастливилось вместе с ветеранами общественных организаций по защите прав и законных интересов ветеранов труда и пенсионеров Астраханской области и «Дети войны» побывать на экскурсии в станице Копановка (Енотаевский район). 

По дороге экскурсовод сообщила много интересного из истории тех мест, по которым проезжали. В самой стани­це нас встретили красивые женщины в традиционных русских нарядах и очень вежливые дети. Особенно приятно было смотреть на мальчиков, с гордостью но­сящих казачью форму.

Здесь помнят свою историю и гордят­ся ею. В далеком XVIII веке прибыли в эти края русские люди по распоряжению Ека­терины II для охраны «Восточного тракта» - дороги от Астрахани до Москвы. Службу несли доблестно, а великим трудом своим облагораживали эту неласковую землю, зимой обдуваемую свирепыми ледяны­ми ветрами, летом иссушаемую не менее свирепым зноем. Поначалу жили тем, что давала река (богата она рыбой) да охота. Затем обзавелись скотиной. Благо сено­косы на заливных лугах были богатые, а для овец – корм в необозримой степи. Со временем приноровились и к земле. Ста­ли выращивать хлеб, развели сады, огоро­ды. Позже воздвигли православный храм. Не шедевр архитектуры, но он поражает добротностью строения. Более века сто­ит, а хоть бы одна щербинка в каменной кладке.

Все мужчины Копановки служили кто в Русской, кто в Рабоче-Крестьянской Красной, кто в Советской, а ныне в Рос­сийской Армии. Служили во всех родах войск, на флоте тоже, в частности, на крейсере «Аврора» в предреволюцион­ные и революционные годы.

Обо всем этом мы узнали из матери­алов станичного музея и рассказа мест­ного экскурсовода.

Удивительно, но в небольшой ком­нате столько экспонатов, что явственно представляешь казачий быт и уклад жиз­ни.

b_240_240_16777215_0_0_images_stories_2013_12_2013_50_005.png

У входа в клуб два обелиска. Один – в память о тех, кто отдал жизнь за свобо­ду Советской Родины в годы Великой Отечественной войны; другой посвя­щен тем, кто погиб, защищая Советскую власть в грозном 1919 году.

Людей самоотверженных здесь чтят и сегодня.

Познакомили нас с обрядом каза­чьего сватовства, с угощением, которое было принято при приеме сватов. Здесь не забыли такое исконно астраханское блюдо, как пашкет (не путать с паште­том).

Мужчины из нашей группы пожелали стать казаками и приняли присягу. Вот некоторые ее фрагменты:

- Вы, вступившие в казачество и осознавшие себя казаками, должны пом­нить и следовать главным принципам казачьей нравственности, в основе ко­торой нормы христианской морали…

Господь сотворил человека по образу и подобию своему! Все люди равны, и нет народов больших и малых! Потому никог­да не гордись своим казачеством! Никог­да не считай сына другого народа ниже и глупее себя, но будь добр и открыт всем, ибо как аукнется, так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! Будь прост, но не подобострастен! До­брожелателен, но не льстив. Храни до­стоинство, но не гордись!

Помни, что каждое твое слово – слово твоего народа, да не будет оно в осуждении его! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! А потому, свободно выбрав путь свой, служи вер­но! Помни: воля - не своеволие! Лихость – не разбой, а доблесть – не жесто­кость. Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильные!

Я атеист, убеждена, что не богом соз­дана, но под каждым словом этой клят­вы готова подписаться. Который год «в верхах» пытаются сочинить «националь­ную идею», а она веками выработана в народе. Только почему-то не устраивает нынешних власть предержащих.

Потом мы слушали чудесные казачьи песни, которые исполняли женщины и дети. Без подтанцовок, без подсветок, без грохочущей электронной музыки прекрасно звучали берущие за душу го­лоса.

Мы, гости, в долгу не остались. Ис­полнили русские песни и романсы.

По доброй русской традиции в конце встречи нас угостили чаем, естественно, с пирогами. На все руки здесь мастера и мастерицы. Выпечка была отменного ка­чества.

Не осталось без внимания, что над сценой клуба транспарант: «Слава со­ветскому человеку – человеку труда!» Это тоже грело душу. Где, на каком теле­экране, в какой многотиражной газете славят человека труда? Не помню. А что без него Россия?