13 декабря посчастливилось вместе с ветеранами общественных организаций по защите прав и законных интересов ветеранов труда и пенсионеров Астраханской области и «Дети войны» побывать на экскурсии в станице Копановка (Енотаевский район).
По дороге экскурсовод сообщила много интересного из истории тех мест, по которым проезжали. В самой станице нас встретили красивые женщины в традиционных русских нарядах и очень вежливые дети. Особенно приятно было смотреть на мальчиков, с гордостью носящих казачью форму.
Здесь помнят свою историю и гордятся ею. В далеком XVIII веке прибыли в эти края русские люди по распоряжению Екатерины II для охраны «Восточного тракта» - дороги от Астрахани до Москвы. Службу несли доблестно, а великим трудом своим облагораживали эту неласковую землю, зимой обдуваемую свирепыми ледяными ветрами, летом иссушаемую не менее свирепым зноем. Поначалу жили тем, что давала река (богата она рыбой) да охота. Затем обзавелись скотиной. Благо сенокосы на заливных лугах были богатые, а для овец – корм в необозримой степи. Со временем приноровились и к земле. Стали выращивать хлеб, развели сады, огороды. Позже воздвигли православный храм. Не шедевр архитектуры, но он поражает добротностью строения. Более века стоит, а хоть бы одна щербинка в каменной кладке.
Все мужчины Копановки служили кто в Русской, кто в Рабоче-Крестьянской Красной, кто в Советской, а ныне в Российской Армии. Служили во всех родах войск, на флоте тоже, в частности, на крейсере «Аврора» в предреволюционные и революционные годы.
Обо всем этом мы узнали из материалов станичного музея и рассказа местного экскурсовода.
Удивительно, но в небольшой комнате столько экспонатов, что явственно представляешь казачий быт и уклад жизни.
У входа в клуб два обелиска. Один – в память о тех, кто отдал жизнь за свободу Советской Родины в годы Великой Отечественной войны; другой посвящен тем, кто погиб, защищая Советскую власть в грозном 1919 году.
Людей самоотверженных здесь чтят и сегодня.
Познакомили нас с обрядом казачьего сватовства, с угощением, которое было принято при приеме сватов. Здесь не забыли такое исконно астраханское блюдо, как пашкет (не путать с паштетом).
Мужчины из нашей группы пожелали стать казаками и приняли присягу. Вот некоторые ее фрагменты:
- Вы, вступившие в казачество и осознавшие себя казаками, должны помнить и следовать главным принципам казачьей нравственности, в основе которой нормы христианской морали…
Господь сотворил человека по образу и подобию своему! Все люди равны, и нет народов больших и малых! Потому никогда не гордись своим казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже и глупее себя, но будь добр и открыт всем, ибо как аукнется, так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! Будь прост, но не подобострастен! Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись!
Помни, что каждое твое слово – слово твоего народа, да не будет оно в осуждении его! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! А потому, свободно выбрав путь свой, служи верно! Помни: воля - не своеволие! Лихость – не разбой, а доблесть – не жестокость. Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильные!
Я атеист, убеждена, что не богом создана, но под каждым словом этой клятвы готова подписаться. Который год «в верхах» пытаются сочинить «национальную идею», а она веками выработана в народе. Только почему-то не устраивает нынешних власть предержащих.
Потом мы слушали чудесные казачьи песни, которые исполняли женщины и дети. Без подтанцовок, без подсветок, без грохочущей электронной музыки прекрасно звучали берущие за душу голоса.
Мы, гости, в долгу не остались. Исполнили русские песни и романсы.
По доброй русской традиции в конце встречи нас угостили чаем, естественно, с пирогами. На все руки здесь мастера и мастерицы. Выпечка была отменного качества.
Не осталось без внимания, что над сценой клуба транспарант: «Слава советскому человеку – человеку труда!» Это тоже грело душу. Где, на каком телеэкране, в какой многотиражной газете славят человека труда? Не помню. А что без него Россия?