RSS
АСТРАХАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
  • Главная
  • Новости
    • Наши новости
    • Депутатская деятельность
    • Партийные новости
    • Публикации
    • Архив Газеты
    • Нам пишут
    • ВИДЕОРОЛИКИ
  • Комсомол
  • Выборы
  • О нас
    • Наши люди
    • Как нас найти
    • Как вступить
    • Написать нам
    • Объявления
  • Документы
    • Устав КПРФ
    • Программа партии
    • Гимн КПРФ
  • Депутаты

ОТБЛЕСКИ И ОТГОЛОСКИ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

  • Печать
Информация о материале
Категория: Публикации
Опубликовано: 21.11.2025, 12:19
Автор: Александр ТОКАРЕВ
Просмотров: 219

b_285_190_16777215_0_0_images_news_2025_11.25_21.11_8415689b-9c8e-4b2c-ab16-56a07fc38c33.jpegПожалуй, не стоит рассматривать 16-серийные «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского сугубо с исторической точки зрения, несмотря на очевидность такого желания. Иначе запутаешься в вопросах достоверности-недостоверности изображаемых событий. А главное здесь совсем иное – посыл и настрой.

Концепция, положенная в основу фильма, - созидательная, проводящая связующую нить между двумя Россиями – монархической и советской – как частями единой российской цивилизации. Не «белой» и «красной», как принято было говорить 2-3 десятилетия назад (ведь «белые» - это всего лишь неудавшийся проект «февралистов», потерпевший сокрушительное поражение в период 1917-1920 годов), а царской и советской, социалистической, между которыми, несмотря на все различия, сходства в итоге оказалось тоже немало.

Рискну утверждать (вопреки всей критике фильма «слева»), что сериал снят доброжелательно по отношению к нашей истории в её переломный момент. И это несмотря на все ляпы и всю «клюкву», развешанную в качестве неудачного украшения в каждой серии. Здесь и в помине нет благословенной «России, которую мы потеряли», где всем было хорошо, и которая канула в Лету благодаря козням и вероломству большевиков, эсеров, анархистов и прочих революционеров. Напротив, из серии в серию показывается глубокий внутренний кризис, охватывающий Российскую империю, который и приводит её к распаду.

А что касается небрежности, с которой создатели фильма интерпретируют исторические факты или домыслы, так это характерная черта времени: не дотягивают сегодня даже маститые кинематографисты до своих же картин, снятых полвека назад, до той же «Сибириады» того же режиссёра, получившей в своё время Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Всё изображается как-то поверхностно, не вызывая глубокого сопереживания у зрителя. Увы, и «Хроники» Кончаловского во многом таковы. Но всё же не во всём.

Фильм о революции должен быть зрелищным, а сериал Кончаловского, напротив, получился какой-то камерный: очень много разговоров, особенно в кабаках под водочку, и мало действия. Возможно, так и было задумано, или финансов на зрелищность не хватило. Но тогда неплохо было бы проработать сюжетные линии, диалоги и собственно художественные образы персонажей настолько глубоко, чтобы они вошли в душу зрителя. К сожалению, не везде и не со всеми получилось.

Например, Горький (актёр Евгений Смирнов) в фильме внешне удивительно похож на реального Алексея Максимовича, но как только заговорит со своим подчёркнутым оканьем – сразу возникает ощущение какой-то переигранности. А примкнувшая к писателю после всех своих «исканий» бывшая революционерка Ариадна Славина (Юлия Высоцкая) – персонаж, по-видимому, необходимый лишь для того, чтобы связывать собой главных героев фильма. А уж главного героя – честного и благородного жандарма, а после контрразведчика Михаила Прохорова в исполнении Юры Борисова, можно было бы выписать куда более убедительно. Авторы же бросили его на полдороге. То мы видим его, уже после Октября 1917-го, в числе «военспецов» Троцкого, отправляемых вместе с чекистами арестовывать членов Британского посольства, а то он просто пропадает и появляется в финале, чтобы принципиально отказаться от сотрудничества с английской разведкой. Зато сами англичане в фильме просто вездесущи: и Распутина убили, и Фанни Каплан натравили на Ленина, и много чего ещё натворили или собирались натворить. Ну, это дань сегодняшней повесточке: во всём виноваты англосаксы. А Прохорову в то время – прямая дорога в Красную Армию, где все его таланты и способности в период гражданской войны ой как бы пригодились (как пригодилось военное ремесло Ивана Телегина и Вадима Рощина из «Хождения по мукам»). Почему-то авторы фильма не рискнули повернуть его линию на столь очевидный путь. Впрочем, понятно, почему…

Удачно вышел последний император Николай Второй в исполнении Никиты Ефремова, смиренно и безропотно принимающий гибель империи, которой должен был служить до последнего вздоха, за которую драться должен был! Ещё бы он не повторял слова из фильма Эльдара Рязанова «Гараж» (о том, что вовремя предать – это предвидеть) и не порол какую-то чушь про недостаточное своё внимание к лекциям по марксизму (интересно, кто и где эти лекции проводил тогда ещё наследнику престола?), цены бы ему не было. Убедителен Столыпин (Александр Фисенко), пытавшийся что-то делать, чтобы остановить революцию, но в итоге своими же действиями её приблизивший. Аутентичны внешне и Распутин (Максим Колесниченко), и ненадолго появившийся в фильме генерал Корнилов (Максим Коновалов). Весьма выразительна Мария Спиридонова (Мария Биорк).

Отдельного разговора заслуживает Ленин. Вначале фильма он смешной и нелепый, потом резкий и ядовитый. Позже, до февраля 1917-го – спокойный и отчасти уже разуверившийся в возможности близкой победы революции (что ж, так и было). В апреле 1917-го Ленин - триумфатор, полный надежд на свершение социалистической революции. А после того, как входит в Смольный, – это уже государственник, хотя и мечтающий о переустройстве всего мира, но желающий сделать максимум для этого здесь, в России… В 1923 году Ленин - уже «выгоревший» от нервных потрясений, прикованный к инвалидной коляске, великий человек, от которого остался миф, помогающий советским людям не терять веры в будущее, в коммунизм.

Все эти ипостаси Ленина достойно воплощает актёр Евгений Ткачук. Ленин в его исполнении выглядит не как забавный дедушка из кино сталинских времён и не как политический исполин из более поздних советских кинолент, не как кровожадный упырь или карикатура из постсоветских фильмов. Он выглядит живым и сопереживающим своему народу, где-то нервным, грубым и нетерпимым, но умеющим убеждать вескими доводами в необходимости принимаемых решений.

К недостаткам фильма можно отнести его сумбурность. Из «Хроник» выпадают не только значимые исторические события, но и целые куски истории. Создатели в каком-то произвольном порядке решают, что именно показать подробно, что оставить за кадром и о чём даже не упомянуть. Хронология довольно обширна: с 1905 по 1924 годы. Событий, перевернувших ход российской истории, великое множество. Но видим мы лишь эпизоды. В итоге получились не хроники, а отблески и отголоски революции. 1905 год – без «Кровавого воскресенья» и Декабрьского восстания в Москве (отправить бы туда Прохорова с казаками для участия в боестолкновениях – вот было бы зрелище!). За кадром остались и убийство Столыпина, и убийство Распутина, и Корниловский мятеж, и покушение на Ленина. И собственно Октябрьское вооружённое восстание 1917-го. Зато подробно показаны разгон «учредилки» и мятеж левых эсеров. Почему? Одному Кончаловскому известно. Кто-то уже назвал действие фильма своеобразными «качелями»: от глубоко продуманной сцены, имеющей важное значение и для развития сюжета, и для истории (а история в таких фильмах – самый главный герой), и вдруг какая-нибудь «клюква», от которой не кисло, не сладко, а тошно становится.  

И всё же… Вернёмся к тому, с чего начали: посыл и настрой, эмоциональное отношение создателей фильма к русской революции, Советской России и революционерам, стоявшим у истоков её создания. Если в начале фильма эсеры – это циничные злодеи-террористы, большевики и меньшевики – какие-то непонятные сектанты, стремительно улепётывающие от полиции, то ближе к финалу мы видим торжество победителей. Которые, однако, не упиваются властью, а вполне осознают свою ответственность за происходящее в стране. Удивительно, но самым рассудительным и прагматичным из большевистских лидеров показан Иосиф Сталин в исполнении актёра Тимофея Окроева. И даже самым обаятельным! Никакой тебе паранойи, никакого хитрого прищура, ничего, с чем ассоциируется киношный Сталин на протяжении вот уже лет сорока. Атмосфера внутри партии в первые годы революции, проникнутая подлинным демократизмом в обсуждении и принятии решений, также передана достаточно правдоподобно.

Титаническое нервное напряжение приводит Владимира Ленина к трём инсультам, параличу и в конце концов – к ранней смерти. Но финальные кадры фильма, представленные под прямо-таки разрывающее душу чтение железобетонных строк Владимира Маяковского и звуки «Интернационала», – военные парады и мирные демонстрации, трудовые и культурные достижения, брошенные к Мавзолею нацистские штандарты, Юрий Гагарин, успешно приземлившийся после космического полёта, гигантские советские стройки по всей необъятной советской стране - демонстрируют зрителю, что Великий Октябрь, несмотря на все потери и всю пролитую в боях за него кровь, велик своими последующими свершениями, начало которым положил Владимир Ленин.

Александр ТОКАРЕВ

Контакты

414000 г. Астрахань,
ул. Ленина 23/20,
Астраханский обком КПРФ.
График работы: ПН.-ПТ.
C 9:00 до 18:00

На карте
+7 (8512) 51-49-13
+7 (8512) 52-00-03
info@kprfast.ru
Обратная связь
Сайт ЦК КПРФ

«КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Центральный комитет

«КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Астраханское областное отделение

ООО "Дети войны"

«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Общероссийская общественная
организация