5 декабря состоялся сход граждан в с. Зензели. Повестка: отчёт главы администрации села П.Н. Джураева.

Открыла сход работник областного фонда соцобеспечения и защиты населения Л.Г. Шевченко. Она сказала, что на сходе присутствуют представители различных районных служб, они ответят на все вопросы, если возникнут, учтут все замечания сельчан. И хотела предоставить слово Джураеву, но из зала решительно прозвучал вопрос: «Почему такой важный сход назначен в рабочий день в рабочее время? Все работающие лишены возможности на нем присутствовать».

Л.Г. Шевченко пришлось неуклюже извиняться: «Но это не отчёт, это только промежуточная информация о работе администрации за 10 месяцев…»

Находящийся в президиуме глава администрации Лиманского района Я.А. Феньков предложил учесть замечания граждан и назначать подобные мероприятия в удобное для людей время.

П.Н. Джураев в своём отчете сказал, в частности, следующее:

- Бюджет исполнен на 113%. Собственные доходы 5 млн. рублей. Заменён 1 км . труб технического водопровода. Частично произведена опиловка деревьев. Отремонтирована крыша Дома культуры. Проводился ямочный ремонт сельских дорог. Выделено 17 тысяч рублей, чтобы сельские спортсмены могли ездить на районные и областные соревнования. Установлена сигнализация по оповещению населения о ЧС. А вот объект, способный привести к трагедии, - старое здание почты – разобрать не удалось. Это собственность компании «Почта России». Ведётся переписка с Москвой о необходимости её списания. Спишут - будем разбирать.

Увы, бюрократизм неистребим. Э то касается и освещения улиц (чтобы заменить один светильник на столбе, надо заключать договор с «Коммунэнерго»), и оборудования свалки (её вначале надо внести в реестр) и т.д.

Много говорил глава села о том, что запланировано на будущее. Вроде бы администрация не бездействовала. Но посыпались реплики:

- Разве трудно установить на дорогах в местах перегона скота соответствующие знаки?

- Неужели трудно разровнять колдобину после замены куска трубы питьевого водопровода? На этом месте уже два ДТП было. Вы давно по селу ходили?

Огрехов, ликвидация которых не требовала значительных вложений, назвали немало. Но были и такие, перед которыми администрация села бессильна. Мучит людей подмочка. Но средств на чистку дренажного канала нет. Что можно сделать на 5 млн. рублей, если освещение одной улицы стоит 2 млн?

Но больше всего сельчан волнует вопрос о земле. При советской власти в селе было 23 крупных предприятия и организации. Сейчас остались единицы мелких. Безработица выгнала из села большую часть трудоспособного населения, а те, кто остался, выживают за счёт ЛПХ. Но и эту возможность у них в недавнем прошлом отняли.

Земли, на которых сельчане десятилетиями выпасали скот, сдали в аренду братьям Файзулаевым. Вроде бы все формальности при этом были соблюдены, но никто не может вспомнить, кто был на сходе, где решался вопрос о том, чтобы отнять у крестьян пастбища. Борьбу за свою землю люди ведут уже полгода. Но ничего не сдвинулось с мёртвой точки, а обстановка в селе накаляется. Файзулаевы всё больше распоясываются. Многие присутствующие с возмущением говорили, что им приходится выслушивать от этих новоявленных бар: «Земля наша, пасти не дадим, жалуйтесь куда хотите, начальство у нас в кармане». И всё это в хамской форме.

Господин Феньков посоветовал создать кооператив, поработать с Файзулаевыми и включить их в сельский кооператив на общих основаниях. Но работать в этом плане можно с порядочными людьми.

Например, П.Н. Джураев поработал с Раилем Рафиковым. Ему была выделена земля под строительство магазина. Официально, с соблюдением всех формальностей. И он начал подготовительные работы. Но жителей не устраивало, что на этом месте будет магазин. Джураев вызвал предпринимателя и попросил: «Не зли людей. Откажись от земли». Он согласился, но выдвинул вполне законное условие: вернуть ему средства, уже затраченные. Передал документы, подтверждающие затраты. Документы у Джураева лежат до сих пор. Он об этом принародно сказал, но средства Р. Рафикову так и не возвращены.

Сход решил: в течение 10 дней создать согласительную комиссию в составе членов инициативной группы под председательством главы района. Пригласить на её заседание Файзулаевых, попросить их отказаться от оформленной аренды и вступить в организуемый сельский кооператив на общих основаниях.

Согласятся ли они? А если нет? Где зензелинцам п асти с кот? С одной с тороны - озеро, с другой – хозяйка РЖД, с третьей и четвертой – хозяева Файзулаевы. Они футбольное поле за селом распахали, но ничего не посеяли. Ни себе ни людям. И это ещё одна не только зензелинская, но и общероссийская проблема: хищническое отношение арендаторов к земле . Выжав из неё всё, они оставляют после себя пустыню. В Лиманском районе пустыню в самом прямом смысле.

Для сельчан очень важно не только произвести продукцию, но и реализовать её. Многие годы сельский рынок существовал у станции. Всем было удобно. Однако по решению арбитражного суда его снесли: хозяева земли, где он располагался, - РЖД. Администрация выделяет землю для рынка, но вовсе не там, где удобно жителям. А там, где удобно, – нельзя. На месте старой почты землёй владеет «Почта России», земля под сгоревшей землянкой – частная собственность, хозяина найти никак не могут.

Сход решил : правильно выбрать место и в ближайшее время оборудовать муниципальный рынок.

Начальнику ЖКХ Лиманского района А.Г. Гайдукову пришлось извиняться за российских законодателей перед жителями, которые возмущены тем, что не имеют права устанавливать счётчики учёта воды в помещениях. Сегодня один закон противоречит другому. По одному счётчик надо установить на границе раздела, по другому – в условиях, обеспечивающих его нормальную работу, т.е. хотя бы не на морозе.

Межведомственная борьба продолжается. А пока ретивые водопроводчики могут прийти и ломом выдрать счётчик, если он, по их мнению, установлен в неположенном месте. Таков нынешний сервис. Указали жители «хозяевам воды» и на их противоправные действия: за опломбировку счётчика жителям назначают плату около 300 рублей. Это незаконно. Те, кто заплатил, потребовали, чтобы эти деньги были учтены как плата за воду.

Высказывались и претензии к организации здравоохранения. Были в селе поликлиника и больница. Сейчас в станционаре 10 коек сестринского ухода и 6 коек дневного пребывания. Для жителей трёх сёл, которые раньше обслуживала зензелинская больница, открыты по две койки по лечению и уходу на дому.

С особой гордостью г. Шевченко поведала о том, что 14 дней пребывания в стационаре – бесплатны. А если не вылечили за 14 дней? Плати или иди недолеченный. Таков «гуманизм» нынешней социальной службы.

Много говорилось о необходимости рационально использовать здание больницы, поэтому второй этаж отдаётся под отделение постоянного проживания пожилых граждан. «Растёт уровень граждан пожилого возраста», - сказала Л.Г. Шевченко. Что правда, то правда. Молодежь выкашивают с 90-х годов наркотиками, алкоголем, бандитскими разборками, «сексом без границ», а вместе с ним – СПИДом. Остаются старики один на один со своей немощью и болезнями. Заботиться о них, безусловно, надо. Никто не против, тем более, что открытие данного отделения – это новые рабочие места. Но о детях тоже надо помнить. Детское отделение больницы закрыто. Возить их в ЦРБ весьма накладно, особенно для многодетных семей.

Жители сетовали на частую смену врачей, на нехватку учителей. В качестве основной причины называли отсутствие муниципального жилья. Миллион проблемы не решает.

Проблемы Зензелей – это проблемы большинства сел России. Но некоторых могло бы и не быть, если бы местная власть (сельская и районная) не создавала их сама: не одаривала бы муниципальной землей двоих, за счет многих, не организовала бы донос в областную полицию на активных граждан, пытаясь их обвинить в экстремизме и заставить замолчать. Защищала бы земляков от «эффективных менеджеров» типа «Водоканала». Не назначала бы важные для каждого сельчанина мероприятия в то время, когда они их посетить не могут.

Сход прошел при большой активности граждан. И власть вроде бы людей услышала, хотя полгода назад слышать не хотела. Будем надеяться, что это не предвыборный пиар, что требования сельчан действительно будут учтены и выполнены