b_240_240_16777215_0_0_images_stories_2013_12_2013_50_003.png

12 декабря в торгово-промышленной палате состоялось совещание по теме: «Выявление проблем катастрофического падения рыбных запасов Волго-Каспия».

На него были приглашены учёные, рыбодобытчики, представители вла­сти. Каждой из этих групп предложено было определить проблемы, привед­шие к тому, что сегодня астраханцы добывают рыбной продукции не бо­лее 20% от того, что добывали в сере­дине прошлого века.

Проблемы назывались разные, пути их решения каждая группа предлага­ла свои, но все сходились на том что «есть комплексная программа ис­пользования биоресурсов Волго-Ка­спия, но нет комплексной программы их восстановления».

Что же привело к катастрофе?

с 2001г. уровень Каспия вновь стал подниматься, изменяя привычные для рыбы места обитания. Начало разработки континентального шель­фа повлияло на кормовую базу многих рыб. Корысть энергетиков Волжско­го каскада ГЭС, не обеспечивающих условий паводка для естественного воспроизводства рыбных запасов. Загрязнение вод нефтепродуктами, промышленными и хозяйственными стоками. «В 2000 году моё судно 200 морских миль шло по плоту из киль­ки», - сказал один из выступающих.

Маловодье. Некогда судоходная Ахтуба в межень превращается в це­почку луж; засоляются, а то вовсе пересыхают подстепные ильмени. Несовершенство законодательства. Отмена нормы вылова для рыбаков- любителей привела к тому, что неко­торые «любители» вылавливают по 200кг в день нашей рыбы и вывозят безданно беспошлинно. Множество мелких промысловых предприятий. Практически невозможно все их про­контролировать: одну они квоту выло­вили или две-три. Всплеск браконьер­ства. Повальная коррупция.

С чего начать решать эти проблемы?

Прозвучало: «Сегодня в стране нет идеологии. Может быть, создать реги­ональную идеологию? Чтобы не толь­ко власть охраняла рыбу, но и народ, снизу?» Я вспомнила слова старого икрянинского рыбака: «Облавливать зимовальную яму, что спящих детей убивать». В народе-то идея нестяжа­тельства жива, а вот у власть имущих?

Пример какой идеологии подают президент, премьер-министр, демон­стрируя рыбацкие трофеи на всю Рос­сию, добытые в заповедных местах?

Надо совершенствовать рыбоохран­ное законодательство. Охранять рыб­ные запасы должна одна организация и подходить с одной меркой к рядово­му рыбаку-любителю и к Президенту. С неё и спрос. Пограничники и прочие пусть свои собственные обязанности выполняют. У семи нянек дитя без глаз.

Необходимо обеспечить компетент­ное управление водными ресурсами Волжского-Камского каскада водо­хранилищ. Учитывать график весен­них попусков воды в низовья Волги, разрабатываемый межведомствен­ной оперативной комиссией. Долж­ное внимание уделять дноуглубитель­ным работам и мелиорации.

Если говорить об Ахтубе, то по мне­нию начальника отдела охраны окру­жающей среды Ахтубинского района, углубление канала вряд ли поможет, так как Волга сама углубила своё рус­ло. Держать уровень Ахтубы могли бы насосы, установленные возле ГЭС. В какой-то мере они регулировали бы и паводок.

Нужно понять, где мы находимся. Провести кадастровые изыскания во­доёмов–нерестилищ, обеспечить их охрану. Совершенствовать режим ры­боловства. Укрупнить промысловые предприятия. Возвращение промыс­ловиков в море, в этот «детский сад», где подрастает молодь, и «дом отды­ха», куда вернулись отнерестившиеся особи, чтобы восстановить силы, по мнению учёных, должно быть очень осторожным, ограничиваться ловом кефали, морской сельди.

Но экологические и антропогенные факторы таковы, что восстанавливать рыбные запасы только естественным путём невозможно. Надо поднять на более высокий уровень искусствен­ное воспроизводство, модернизиро­вать все рыбоводные заводы. Для на­чала хотя бы установить электронные счётчики для подсчёта выпускаемой молоди, а то ведь «подсчитываем «квадратно-гнездовым» способом».

Мы живём в XXI веке. Наука должна слышать бизнес, бизнес-науку. Бизнес обязан вкладывать в воспроизводство рыбных запасов и получать квоту в за­висимости от того, сколько вложил. Но полностью эти затраты он не потянет. Велика в этом процессе роль государ­ства. Примерами могут служить Иран, Китай.

Признаться ничего нового сказано не было. О перечисленных бедах и многих других, как и о путях их пре­одоления, мы слышим не первый год. Но в результате трёхчасового разгово­ра были определены приоритеты для разработки стратегии развития рыб­ного хозяйства Волго-Каспия: обвод­нение и законодательство.