Два значительных мероприятия недавно прошли, на которых обсуждались проблемы российского здравоохранения.

Одно было организовано «сверху» - форум ОНФ «За качественную и доступную медицину!» Здесь присутсвовали чиновники от медицины вплоть до министра Скворцовой и президент Путин. Об этом форуме сообщали почти все российские СМИ. Второе состоялось по инициативе медиков-профессионалов, людей остро ощущающих угрозу, нависшую для здоровья народа и его будущего – Х чрезвычайный Пироговский съезд врачей.

Предварительно был проведён многоэтапный «медицинский референдум» по наиблолее острым проблемам нашего здравоохранения. Прибывшие на съезд 273 делегата представляли мнение не только своё личное, не только мнение своих организаций, но мнение десятков тысяч врачей из всех субъектов России.

Его не изволили посетить ни президент, ни министр здравоохранения. Более того его работу не освещало ни одно СМИ, кроме коммунистической «Правды». Слишком нелицеприятные для властей предержащих истины открывали те, кто каждый день на практике сталкивается с болезнями, страданиями, смертью.

Профессор П. Воробьёв , завкафедрой Первого Московского государственного медицинского института, проехал на собственной машине от Сахалина до Колымы и Ямала. Заезжая в отдалённые хутора и деревни обнаружил, что в них до 30% жителей, зарегистрированных как живые – мёртвые души.

В этих населённых пунктах «оптимизированные» лечебные учреждения, здесь нет медицинских работников. Люди болеют и умирают, не получая медицинской помощи. А по действующему законодательству удостоверить смерть может только врач. Кто же повезёт умершего за 200 км в райцентр, если не было возможности больного в райбольницу доставить. Умерших хоронят без регистрации смерти, и они продолжают числиться живыми.

Власти это выгодно. На мёртвые души начисляют пенсии, пособия, с учётом их как живых финансируются муниципалитеты. В случае выборов мёртвые «голосуют» так, как выгодно власти.

- Рост смертности, который мы наблюдаем, - прямое следствие сокращения затрат государства на здравоохранение, - сказала доктор медицинских наук Гузель Улумбекова .

Её мысль дополнили другие выступающие.

- Дело не только в деньгах, но и в том, как они расходуются. В здравоохранении настоящий хаос: чехарда министров, чехарда разрекламированных кампаний и программ, которые сменяют друг друга, а ситуация становится всё хуже.

Чиновники, бизнесмены, врачи тянут одеяло каждый на себя, национальной стратегии нет.

Все делегаты были согласны с мнением, что прежде всего нужно отказаться от системы финансирования учреждений здравоохранения при посредничестве страховых компаний. Коммерсантов надо срочно изъять из медицины. К этому призывал почти каждый выступающий.

- Страховая медицина противозаконна, противоречит Конституции РФ, в ст. 41 которой сказано: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, сказал президент ООО «Лига защитников – пациентов» А. Северский.

Но представитель исследовательской компании Busenаstat доложил, что объём денег, которые платили пациенты медикам в 2010 г., составлял 94 млрд. рублей, а в ещё не ушедшем в прошлое 2015 г. уже равен 151 млрд. рублей. Это не только те деньги, которые получили частные медицинские учреждения, но и государственные.

Как это делается? Больному говорят: «Бесплатную помощь можете получить, но это будет через месяц, а за деньги можно сегодня». Платить приходится за щадящую операцию, за таблетку без побочных эффектов и многое другое.

Доктор медицинских наук Ю. Комаров говорил о необходимости избавиться от всех «коммерческих болезней», не только от «погони» за прибылью, но и «откатов» при закупке дорогостоящего оборудования, приписок для улучшения статотчётности, бездумного массового увольнения медработников, закрытия лечебных учреждений.

- Здоровье населения должно стать действительно государственным приоритетом.

Ведь безопасность страны определяется не оружием, а здоровьем тех, в чьих руках это оружие. Экономическое благополучие и устойчивое развитие страны основаны не на объёмах добываемой нефти и газа, а на здоровье и благополучии тех, кто её добывает, - вполне справедливо утверждал профессор А.Г. Саркисян .

Частная медицина паразитирует на государственной, перехватывая самые лучшие кадры и оборудование. Дух коллективизма, социальной взаимопомощи, который поднял нашу страну в советский период, исчез.

Развивая коммерцию в здравоохранении, мы возвращаемся в социальном развитии в средневековье.

У нас возникла особая сословная медицина, которой нет ни в одной развитой стране мира. Сколько затрат идёт на ведомственные медучреждения из госбюджета никто не знает. Они замаскированы в бюджетах всех уровней под ничего не говорящими общими статьями. Эти спецучреждения обслуживают руководство страны и регионов, семьи этих «отцов нации», поэтому состояние здравоохранения для простых смертных их не интересует. Они защищают интересы «элиты» России: себя любимых и тех, у кого миллиарды, хотя на красивые фразы не скупятся.

Президент Путин на форуме «своего» ОНФ по вопросам здравоохранения выразился так. Всё должно быть в гармонии между теми, ради кого медработники трудятся, и между людьми, которые получают эти - я знаю, медики не любят это «говорить», но тем не менее, услуги».

Будто президент не понимает, что медпомощь и медуслуги – принципиально разные вещи. Медики не любят услуги, но В.В. Путин «тем не менее» за них. Почему? Завесу приоткрыл в своём выступлении на Пироговском съезде заведующий московской городской поликлиники № 69 С. Христенко :

- Вы думаете, что те пять крупнейших страховых компаний, через счета которых проходят триллионы бюджетных рублей, откажутся от такого бизнеса? Никогда! Они никогда не позволят что- либо изменить в нынешней системе здравоохранения.

«Они» не позволяют, но врачи и учёные-медики по своему долгу и совести не могут молчать.

- Врачи и другие медицинские работники никогда не подводили народ: ни в годы войны, ни в последующих бедах, катастрофах и конфликтах, ни в других чрезвычайных ситуациях. Поэтому мы имеем право быть услышанными. И прежде всего потому, что это не только наши проблемы и профессиональные интересы, а проблемы и нужды народа… Мы обращаемся к народу России с просьбой понять и поддержать нас в стремлении защитить жизнь и здоровье человека.

Мы со всей решительностью заявляем о своём конституционном праве требовать от власти предметного рассмотрения рекомендаций настоящего съезда, оставляя за собой право гражданского общественного контроля над принимаемыми решениями и действиями. Таковы, в частности, выводы в итоговом документе. Конечно, делегаты съезда правы в своих выводах, и наша задача помочь им «быть услышанными властью».