
Константин Симонов писал о Великой Отечественной: «У каждого своя война». И это, безусловно, верное определение восприятия войны. Более того, я считаю это определение приемлемо не только к участникам войны, но и к нам, внукам тех, кто воевал, кто принес нам всем Победу.
И для нас эта война - у каждого своя. В этом я убедился после бесконечных разговоров о войне и с фронтовиками, и со своими сверстниками, с которыми жаркие споры на военную тему могли закончиться совсем не дружелюбно. Постараюсь изложить свое восприятие той войны, учитывая, что я родился только через 15 лет по ее окончанию, но имею возможность взглянуть на те великие события через историческую призму 70-ти лет.
Война – это прежде всего готовность человека к самопожертвованию. У человека должна быть крайне веская степень мотивации жертвовать своей жизнью. Для большинства людей такой мотивацией может быть защита своего дома, своей семьи, своей Отчизны. А еще идея, ради которой люди идут на смерть. В 1917 году, во время Первой мировой войны, русские солдаты, бросая фронт и уходя в тыл, говорили: «До Тамбова, чай, немец не дойдет». И таких дезертиров было много, очень много, сотни тысяч, а точнее - к 1 ноября их было более двух миллионов. Для них понятие «Родина» сосредоточилось на пространстве их собственного дома, а идея заключалась в способе остаться живыми. Класть свою головушку за абстрактный Босфор совсем не хотелось, умирать неизвестно за что – дураков нет. И верить как-то стало не в кого Ц арь-батюшка по своей воле как бы уже и не царь, а просто гражданин. А своим отречением гражданин Романов сломал многовековые мировоззренческие устои в душе русского солдата. Развал армии и фронта стал только делом времени. И сколько бы н и призывали армейские батюшки с крестом в руке защищать «Святую Русь», защитников становилось все меньше. На одного убитого в войне приходилось двое пленных и более чем двое дезертиров. Батюшки и офицеры с горечью причитали: «Веры не стало».
Прошло немногим более двадцати лет. И на тех же полях сыны тех же солдат, а порой и те же солдаты, встречали врага из тех же стран, только армейские батюшки уступили свое место комиссарам. Красную Армию не раз разбивали, и она несла колоссальные кровавые потери, но оставшиеся сражались. Многих окружали, очень многих брали в плен, но остальные все равно продолжали сражаться, а на одного пленного было двое убитых. Продолжали сражаться, когда пал Минск и Киев, когда враг подошел к Ленинграду и Москве, когда бои шли на улицах Сталинграда. Красная Армия сражалась в условиях, когда любая другая армия сражаться прекратила бы. А потом уже Красная Армия брала миллионы пленных, освобождала Европу от фашизма и победила. И я знаю, почему победили эти солдаты. У них была ВЕРА. Вера в свою страну, в свой народ, вера в то, что их «дело правое», а их вождь до конца будет с ними. А еще в их сердцах была идея. Идея всеобщего счастливого будущего. Над этим можно сколько угодно смеяться и говорить об обманутом большевиками поколении. Но именно с этой идеей поколение 17-летних мальчишек, поколение, из которого вернулся только один из десяти, это поколение выиграло войну. Пусть каждый подумает и решит для себя, какой верой и какой идеей была спасена Русь, которая на протяжении более чем 1000 лет своего существования не знала такой страшной угрозы полного уничтожения.
После начала применения пороха на войне, а особенно п осле изобретения пулемета, с одной верой, пусть и самой глубокой, войну выиграть было нельзя, и противника кровушкой было не залить. Вторая мировая война была войной машин. Кто больше и качественнее делал эти машины, кто лучше умел на них воевать, тот и должен был победить. К современной войне нужно было готовиться заранее и всерьез. Секрета здесь нет, это понимали все. Промышленность Запада почти не пострадала от позиционной войны, а на просторах необъятной России после Гражданской войны (не обсуждаем эту войну, это другая тема) практически наступил феодализм. Полное обнищание населения, натуральный обмен товарами, страшный голод, повальный тиф и мор. Какие уж тут машины? Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин» - это был трофейный французский танк Renault FT-17. Как известно, в Российской империи танки вообще делать не научились, а французы ломали голову – куда бы сбыть весь этот металлолом. Не намного лучше в СССР обстояло дело и с другой военной техникой.
Технический и интеллектуальный прорыв, какой совершила моя страна за 20 лет, не сделала никакая цивилизация за мировую историю. Назвать это просто «чудом» - мало и оскорбительно по отношению к тем, кто смог это «чудо» сотворить. Только великая идея и вера в себя могли подвигнуть народы СССР на такой созидательный труд. Я уверен, нельзя даже под страхом смерти заставить людей трудиться с такой творческой энергией. Нельзя каждые пять лет удваивать ВВП огромного государства без искреннего желания людей помочь своей стране. А эти люди недоедали, недосыпали и практически ничего не имели, кроме идеи и веры. Население страны раскулачивали для того, чтобы деревня, работая в три пота, почти даром отдавала в города свой хлеб и своих сынов. И эти сыны российского крестьянства, живя в убогих трущобах, строили новые города и заводы. На Запад шла пшеница и пушнина, шедевры из Эрмитажа, бесценные царские и церковные сокровища. И все для того, чтобы получить специалистов, станки и технологии, не для того, чтобы разворовать, а для того, чтобы создать многочисленную и хорошо вооруженную Красную Армию. Под ритмы народных маршей Дунаевского с небывалым созидательным энтузиазмом мой народ строил Советскую страну, страну, которой было суждено спасти мир.
В военном отношении мы сильно уступали Западу, наш потенциальный противник в культуре ведения войны был на голову выше нас. Германские армии не были разбиты в Первой мировой войне. Цвет этой лучшей армии мира был сохранен. Кайзеровские капитаны и полковники стали у Гитлера генералами и фельдмаршалами, как и полагалось в их военных фамильных династиях. Штабной немецкий офицер был скорее аналитиком, чем военным. Грамотность и образование - вот что в первую очередь отличало армию кайзера от царской армии. Войну выигрывают еще и учителя. Поэтому в современной войне безграмотному крестьянину победить промышленного рабочего невозможно. Гражданская война и волны эмиграции еще больше оскудили и без того не самое образованное российское государство. И если бы за годы сталинских пятилеток мы не смогли бы сделать уникальный скачок в области просвещения и образования, подготовить целые плеяды ученых, специалистов, технарей и, конечно, военачальников - войну выиграть было бы невозможно.
В 1941 году объединенные силы европейских государств во главе с Гитлером начали войну против СССР, войну невиданную, войну на полное уничтожение. Не надо думать, что наша большая страна обладала превосходством в людских и материальных ресурсах. Такого преобладания у нас не было. А в 1942 году, в знаменитом Приказе № 227 это всенародно признал и Сталин. Благодаря тому, что на многочисленных заводах Третьего рейха и его союзников (около 6,5 тысяч только военных) работали высококвалифицированные рабочие Франции, Чехии, Бельгии и др. стран, а в полях, в шахтах, в рудниках трудились миллионы рабов, Германия смогла максимально мобилизовать свои людские ресурсы и хорошо вооружить свою армию. Да и другие страны помогали войсками, как говорится, не за страх, а за совесть. И в том, что Красная Армия не смогла изначально остановить эту отлаженную военную машину, нет ничего удивительного. Вот только как это можно было объяснить более чем 50 миллионам советских граждан, которые остались в оккупации с ее звериными законами? Потребовались время и кровь, потребовалось умение мобилизоваться и желание учиться, потребовалась воля к победе и несгибаемая вера в свое правое дело. Потребовался русский гений для решения главной цели – победить.
Давно уже сказано и подтверждено документально, что мы не побеждали врага, «завалив его трупами», боевые потери Красной Армии к противнику вполне сопоставимы. Но в отличие от фашистов мы не уничтожали мирное население воюющих с нами стран. Мы не сделали врагов своими рабами, хотя те мечтали сделать нас таковыми. Советский народ положил на алтарь Победы много, очень много, но разве у нас была альтернатива? Тем более, спустя 70 лет после Победы, мы остаемся в великом долгу перед теми воинами - «живыми и мертвыми», которые своим великим солдатским трудом, а зачастую ценой своей жизни, д али возможность жить нам. И совершенно справедлива была идея «о счастливом будущем», ведь будущее у России есть, те солдаты смогли его нам дать, а насколько оно будет счастливым, это уже зависит только от нас.
И последнее. Пройдут г оды, десятилетия, века, время возьмет свое. Многое, что было в жизни людей, их радости, заботы, деяния - позабудется. Но пока человечество будет жить на планете Земля, солдат, которые выиграли э ту великую войну, необходимо помнить. Это долг наш и наших потомков, я в этом искренне убежден. Позабудут наше поколение и еще сотни других, но тех солдат забывать нельзя, и х должны помнить, как помнят эпических героев, память о которых не исчезает. И пока эта память будет пронизывать века, то: «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые…», а значит и Россия будет жить всегда. Сегодня у нас еще есть возможность увидеть и поговорить с ветеранами, еще есть немного времени почтить и отдать должное живой легенде. Мы не вправе терять это драгоценное время.