
В конце 90-х годов прошлого века российская либеральная пресса, просто выворачивалась наизнанку, доказывая, что Советский Союз вступил в войну неподготовленным. Естественно, обвиняли в этом Сталина и «его ближайшее окружение».
Либералы, они и есть либералы, очень уж они не любят Сталина.
К войне можно сколько угодно готовиться и не подготовиться.
Французы готовились к войне с Германией: строили-строили линию Мажино, бешеные миллиарды на эту стройку ухлопали, а сия оборонительная линия против немцев в сороковом году и выстрела не сделала. Немцы обошли «линию» через территорию Бенилюкса - и от независимости великой Франции остались воспоминания.
Или бегство английской армии из Дюнкерка с потерей гигантского количества военного имущества и техники.
А уничтожение в гавани Пёрл-Харбор большей части американской тихоокеанской эскадры…
Можно упомянуть и взятие японцами английской крепости. Британцы сильно укрепили её с моря, а японцы успешно штурмовали сию твердыню с суши…
Сколько ещё было таких конфузий! Но никто из либералов не обвиняет в них «преступные режимы» Франции, США, Великобритании.
Я расскажу, как икрянинцы встретили войну, а вы судите: готовилась ли страна к обороне.
Уже 23 июня 1941 года работникам верфи «Красные Баррикады» Д.В. Осокину и М.Т. Пронину были вручены повестки о призыве на военную службу. Если никто не готовился к войне, то как на её второй день призывники получали повестки?
Были готовы добровольные помощники военкомата: где пешком, где верхом, где на бударке, но документы (не только повестки) доставляли в кратчайшие сроки.
Из Икрянинского района на фронт ушло 9900 человек. С известными допусками, это дивизия. Не вернулись 3670. Примерно треть. Но сказать, что наша «дивизия» потеряла боеспособность, нельзя. Новые икрянинцы вставали в строй, пополняя 28-ю, 9-ю, 8-ю гвардейские армии. Многие дошли до Берлина, расписались на рейхстаге.
Потом несколько наших бойцов прошли по Красной площади на Параде Победы.
Народ был готов защищать советскую Родину. Это главное.
С первых дней войны была организована охрана объектов жизнеобеспечения: линий связи, трубопроводов, электростанций.
Приступили к выполнению своих обязанностей дружины ПВО (в основном девушки). Дружины эти создавались с 30-х годов.
Наблюдения за воздушной средой велись с вышек, оборудованных телефонной связью.
«Северо-Каспийская правда в те дни писала: «Бойцы всевобуча (всеобщего военного обучения) идут в поле. Они проходят по главной улицы Икряного, где мы часто слышали чёткую команду командира подразделения Алексея Ферафонтова». (Статья «Любовь к винтовке»). Всевобуч – это, по-моему, тоже подготовка к обороне.
На территории Икрянинского района боевые действия не велись, но до фронта было не так уж далеко. И бомбы падали, 9 сентября 1942 года жестоко пострадала нефтебаза № 6 с её запасами тёмных нефтепродуктов. Бомбили Мумру, Маячное, даже ставные невода наших ловцов на Лаганской яме. В начале лета 1942 г. бомбили наш морской рейд. Были серьёзные потери. Но после бомбардировок всё восстанавливалось в кратчайшие сроки. Чёткая организация труда – весомый вклад в победу над врагом.
С приближением фронта к дельте Волги наш район оказался полем деятельности вражеской разведки. Свидетельница тех событий рассказывает: «Рыли мы окопы на Красном бугре. Как-то пошла за хлебом для нашей бригады. Магазин тогда находился около речки Икрянки. Вижу три солдата в нашей форме, но ведут себя странно, что-то записывают, говорят между собой по-немецки. Явно шпионы! Один из них вдруг попросил хлеба. Я кричу: «Найн, найн, найн, найн»! Немецких разведчиков задержали. Работали мы до ноября 1942 года».
Воспитание бдительности – это подготовка к обороне? Несомненно.
Уже в первые дни войны многие предприятия перешли на производство продукции военного назначения. Значит, были планы такого перевода. А в случае угрозы оккупации организованно проводилась эвакуация.
Пример? Та же верфь «Красные баррикады». Согласно приказу НК нефтяной промышленности СССР от 15.06.1941 г. это предприятие должно было строить три баркаса. Но в первые дни войны стала производить совсем иную продукцию, а в течение семи месяцев, когда враг стоял «у нашего дома», наиболее ценное оборудование верфи было в эвакуации на Гурьевском рейде.
Гражданское население Икрянинского района сделало для Победы немало. В Астраханском округе он больше всех сдал рыбы и разнообразной рыбной продукции для фронта. На полную мощность работали Оранжерейный, Мумринский, Ямнинский, Образцовский, «Молодая гвардия» рыбозаводы. Рыбкоопы занимались заготовками. Одного чилима икрянинские кооперативы заготовили 6 тонн.
Сотни икрянинцев работали на строительстве оборонительных сооружений, железной дороги Астрахань-Кизляр.
Часть собственных средств перечисляли на займы Победы, отправляли на фронт посылки с тёплыми вещами, продуктами, ободряли бойцов своими письмами об успехах в труде, призывая крепче бить врага.
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Сотни икрянинцев отмечены государственными наградами. Высшей награды Родины, ордена Ленина, удостоены за ратные подвиги А. Сухинин из с. Красы, уроженец с. Вахромеева Б. Алексеев, за трудовой героизм – рыбачка М. Гаврилова, врач С. Чубаровский.
К сожалению, краеведческая информация никем не востребована. Ещё в начале прошлого года я подготовил большой материал для печати и пытался найти средства для издании книги.
Денег, естественно нет. Не смогла помочь даже ветеранская организация.
Может быть, думал я, меня пригласят в трудовые коллективы, учебные заведения, чтобы я мог рассказывать не о героизме вообще, а о самоотверженности жителей данного села, работников предприятия, школьников в годы Великой Отечественной войны. Никто не пригласил.
Это к вопросу об исторической памяти. Молодёжь её может даже не приобрести. И будет ли она готова к защите Родины?