
Наступила пора сдачи ЕГЭ нашими детьми, внуками и правнуками. Давайте подробно рассмотрим, что это такое для сельского школьника на примере экзамена по русскому языку 2015 года.
Сдавать егэ дети должны не в своей школе, а в центре сдачи экзаменов.
Подъём для экзаменующегося в 6.30, а то и раньше в зависимости от того, как далеко центр от родного села. Прибыть туда надо к 9.00, хотя экзамен начинается в 10.00. Тряска по бездорожью в душном автобусе.
Прибыли. Во дворе центра столпотворение. Масса детей из различных школ толчётся под солнцем (в этом году оно было особенно жарким), пока решаются оргвопросы: линейка, перекличка, ожидание, когда разведут по аудиториям. Шум, гам. У некоторых детей голова начинает болеть до начала экзамена.
Вот, наконец, все расселись по своим местам. В аудитории 25 человек. Ни кондиционера, ни сплит-системы, зато есть видеокамеры. Духота, хотя окна открыты, но оттуда – только горячий ветер да отвлекающие уличные шумы.
Во имя чего эти не относящиеся к проверке знаний мучения для учеников?! И х н е б ыло б ы, е сли б ы э кзамены сдавали в своей школе, как это было многие десятки лет и в царской, и в советской России. И в подавляющем своём большинстве школьные оценки подтверждали на вступительных экзаменах в ВУЗах и техникумах.
10.00. Но сам экзамен ещё не начался. Дети заполняют бланки: ФИО, пол, паспортные данные и прочее. Не дай бог, что-то не в ту клеточку поставить!
Компьютер не прочтёт - и тогда …
Заполнили бланки, но экзамен всё ещё не начинается: работы зашифровываются. То ли сдача ЕГЭ, то ли подготовка резидента к выполнению спецзадания.
Наконец, прослушивание текста изложения. Не учитель читает, а компьютер каркает. После первого прочтения – пять минут на обдумывание. Прослушали второй раз – пишите. Помнится, методика обучения написанию изложений рекомендовала трёхкратное чтение: а) осмысление, определение темы, идеи; б) анализ, разбивка на части – составление простого плана; в) синтез, мысленный пересказ текста. При сдаче ЕГЭ третьего не дано.
Справились с изложением. Приступаем к тестам – их 13. Одолели. Дальше сочинение. Учащиеся должны выбрать из 3-х вариантов тем, но ни одна из них не требует от ребят ни широты кругозора, ни творческого подхода, ни выражения собственного мнения. «Раскройте этическое понятие на примерах из предложенного текста» и т.п. Почему ученик должен «перетолковывать» чьи-то слова?
Четыре часа изматывающего интеллектуального напряжения да не менее полуторачасовой тряски в автобусе (туда и обратно).
Полное изнеможение. Ни о какой организации питания детей никто не подумал. Из всех благодеяний – право принести на экзамен воду. А впереди пятидневное (как минимум) ожидание результатов: сдал – не сдал, получу тот бал, который хочу – не получу. И в этом нервном напряжении надо готовиться к следующему экзамену.
Особенно жалко серьёзно больных детей. Они занимались по индивидуальным планам, количество часов на все предметы у них было меньше, а сдавать они должны на общих основаниях. Такова «гуманность» ратующих за ЕГЭ. Правда, инвалидам предоставляют отдельную аудиторию и продляют время экзамена. Однако многие родители справки об инвалидности не предоставляют: в одиночестве ребёнок испытывает больший стресс.
Но вот стали известны результаты. Посмотреть свою работу ученик не имеет права. Недоволен результатом – пиши апелляцию. Экспертная комиссия перепроверит изложение и сочинение. На компьютер (13 тестов, напоминаем) «жаловаться не моги». Он выше подозрений. У нас такая техника, что сбоев быть не может?
Теперь о проверяющих и организаторах. В среду, в 14.20 закончился экзамен, работы собрали, срочно везут в районный отдел образования, оттуда – в область. Здесь чиновники в поте лица работы (сотни!) сканируют, шифруют, распределяют по вариантам, меняют районы и т.д. Всё ради объективности результатов проверки.
В пятницу с утра сканированные копии экзаменационных работ должны быть в районных отделах образования.
В 10.00 их начинают проверять. 60 работ на учителя. Отдельных помещений нет. Работают районные чиновники, приходят посетители. Это мешает сосредоточиться. О питании проверяющих тоже не позаботились.
Приехавшие из сёл тратят время на обед в кафе. В пятницу проверить не успевают. Работают и в субботу, и в воскресенье.
Так что же такое ЕГЭ? Изматывающий стресс для детей, родителей, учителей. В этих условиях велико желание ободрить, а то и подсказать не корысти ради, а из человеколюбия.
К чему это ЕГЭ с его нагромождением безжалостных нелепостей? Во имя преодоления коррупции? И мошенничества?
В стране миллионы мошенников. Неужели дети и учителя самые страшные?
А впрочем… На каждую более прочную броню находится более мощный снаряд. Посмотрите, чиновники, внимательно на работы. Найдёте десятки одинаковых. Почему так?