Страна Советов! Ты с большой ответственностью относилась к будущему, которое строится руками молодых. Но что бы строительство было успешным, нужны светлые и умные головы.

Великой целью подготовки умных, молодых специалистов в системе Министерства Речного флота занималось Астраханское речное училище. Учили теоретическим дисциплинам: «техническая механика», «сопромат», «гидравлика», «теория ДВС» и другие. Большое внимание в учебной программе уделялось производственному обучению. Это была не прихоть подготовки комсостава судов внутреннего плавания, а крайняя необходимость. Судно в рейсе это часть нашей страны. Ведь недаром на кор­мовом флагштоке гордо реет красное полотнище гордость Страны Советов. Поэтому судно необходимо обслужи­вать так, чтобы люди, находящиеся на нём находились, в безопасности. Чле­ны экипажа выполняли возложенные на них задачи по доставке пассажиров и грузов в нужные порты глубоковод­ной транспортной системы. Для этого, как бы банально не звучало, нужны слесари, токари, электрики, маляры, плотники и другие рабочие профессии.

В АРУ была прекрасная учебная ма­стерская, которой руководил мастер своего дела Краснов Николай Ивано­вич. Он научил нас, ребятишек, при­шедших от школьных парт, правильно держать в руках ручник (молоток) и зубило, ножовку для распиловки ме­талла и штангенциркуль. Под его руко­водством мастера производственного обучения научили нас правильному пользованию сверлильным станком, электрической дрелью, другими ин­струментами и другими станками, так необходимыми при эксплуатации су­дов. Были среди курсантов ребята, окончившие ремесленные училища и имеющие производственные разря­ды. Миша Хаюстов – токарь шестого разряда. Результаты его работы де­тали, использованные при монтаже системы водяного отопления взамен дровяных печей. Своим опытом он с удовольствием делился с остальными ребятами группы 232. Вся группа ос­воила токарное ремесло, а некоторые курсанты научились нарезать резцом на деталях резьбу, что является при­знаком высшей квалификации токаря. Большой популярностью пользова­лись занятия по кузнечному делу. В левом дальнем углу заднего двора училища была расположена самая настоящая кузница. В правом углу по­мещения возвышался выложенный из огнеупорного камня кузнечный горн, на котором разогревали до бе­лого цвета металлические болванки. В тот момент металл становился мяг­ким, пластичным. Одним из курсантов болванка подхватывалась стальными клещами и подавалась на наковаль­ню. Это специальный инструмент, на котором болванка превращалась в необходимую деталь: фланец трубы, заготовка гаечного ключа или молот­ка. Всем процессом ковки руководил бывший ветеран кузнец судоремонт­ного завода имени Ленина дядя Коля. Седовласый, лет шестидесяти, высо­кий, «косая сажень» в плечах, это он научил нас, как правильно подходить к горну, как брать клещами заготовки, как правильно брать кувалду и, развер­нувшись «от плеча», правильно и точно опустить её на заготовку, брызгающую от удара во все стороны краснобелы­ми искрами. Нет, не зря высказывал свои неудовольствия дядя Коля за не­правильно нанесённый удар кувалдой: мы научились у него тому, чтобы в жиз­ни наносить только правильные удары. Прошла учебная неделя. Приближался воскресный день, день увольнения, день отдыха, день посещения культур­норазвлекательных заведений: кино, театров, цирка и прочие центры отды­ха. Но главное это поездка к родным и близким для тех, кто жил в городе или в приближённых к городу посёлках, сё­лах и деревнях. Увольнение это целый ритуал. Вопервых, в увольнение отпу­скались только тех курсантов, которые за всю учебную неделю не получили неудовлетворительные оценки. Гото­вилась парадная форма одежды. То есть гладились тёмносиние формен­ки наводились тончайшие стрелки на черных суконных брюках, до зеркаль­ного блеска чистились ботинки фирмы «Скороход». Такими изящно одетыми, подтянутыми курсанты повзводно вы­страивались в коридоре помещения 4й роты, и командиркапитан Шев­чук или старшина роты Слабожанинов называли фамилию отпускаемого в увольнение курсанта. Тот выходил из строя, ему вручался личный знак, по­сле чего он возвращался в строй. Все с большим нетерпением ждали завет­ной команды: «Разойдись». Срывались с места и стремились к заветным пред­метам.

Каждое воскресенье в училище по вечерам светились окна второго этажа. В это время проводились Вече­ра отдыха. Поочерёдно такие вечера организовывались одной из курсант­ских рот. Не буду несправедливым, но когда ответственной за вечер была 4ая рота, в училище возникал аншлаг. Дежурный взвод роты начинал с того, что готовил сценарий вечера, в кото­рый включались концертные номера художественной самодеятельности, подбиралась танцевальная музыка, продумывалась организация беспрои­грышной лотереи, игры и многое дру­гое. Немаловажным в подготовке ве­чера было натирание паркетного пола в зале и фойе специальной мастикой, парафином и «прилежанием курсан­тов». По окончании натирания полы сверкали таким блеском, что в них от­ражались все детали подвешенных под потолком люстр. Все окна акто­вого зала сияли призывным светом, и на них, как на сигнал маяка, стекались курсанты с молодыми девушками. Го­стей вечера встречала музыка духово­го оркестра училища под управлением Георгия Герасимовича Георгеянца или музыка радиотрансляционного узла. Какая прелесть под звуки духового оркестра кружиться в вихре вальса, ласково обнимая любимую девушку. И по кругу, по кругу пара за парой, пара за парой. Стихает очередной аккорд музыки, и на сцену выходит, с улыбкой на лице, Пётр Ерескин. Он незамени­мый ведущий концертной программы вечера. Такая натура была у курсанта. Даже только его выход на сцену, без слов, без выступления, вызывал до­брый, идущий из души смех. Дождав­шись тишины в зале, Петр громко и внятно объявлял: «Выступает вокаль­ный квартет 2го взвода 4й роты АРУ в составе Анатолий Бровин, Герман Ведерников, Вячеслав Луканин и Ана­толий Фролов. Музыкальный руково­дитель, аккомпаниатор баянист Пётр Иванович Мирошниченко!» Запевал Герман. «Пенится вал за кормою. Чай­ка белеет вдали». И подхватывали бас и тенора «Море седое, чайка седая. Морская душа, морская душа всегда молодая». И пели молодые курсанты, и не знали, не ведали они, что возрас­тало поколение, имя которому «ДЕТИ ВОИНЫ». В зале звенящая тишина, и только несётся со сцены – «Морская душа всегда молодая!».