(см. ЗАМАЯЧИТ ЛИ НАМ ОБНОВЛЁННАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОЦИАЛИЗМА? - «АП» №21 от 01.06.2023 г.)

b_240_240_16777215_0_0_images_news_2023_08_16004.jpg

Если сразу брать быка за рога, то социализм, будучи переходной формой от капитализма к коммунизму, мыслится сначала посткапиталистическим социализмом, опасным с точки зрения реставрации капитализма, а далее – предкоммунистическим, гарантированным коммуно-социализмом.

«Реставрацию» мы испытали на собственной шкуре, о «гарантиях» теперь можем только теоретизировать. Заводили об этом разговор (и не раз) в «Астраханской правде».

Для многих читателей «АП» наверняка было откровением приведённое в №9 от 11 марта 2021 г. правдинское высказывание В. Трушкова о намерении Сталина решать «вопрос перехода к коммунистическому строительству из пропагандистской области … в область практически-политической деятельности».

«Вставала новая для общества проблема – использование механизмов продуктообмена. Но при этом ещё нельзя было отказываться от товарных отношений. Значит, надо в полный голос заявлять о сохранении действия закона стоимости…» (?)

Как было бы разрешено это ключевое для послевоенного СССР реальное противоречие, мы уже вряд ли узнаем. В Трушков: «Молотов говорил, что после XIX партсъезда Сталин продолжил теоретическую работу и написал вторую часть «Экономических проблем социализма СССР». О она усилиями послесталинского руководства исчезла». (!)

Не знаю, отреагировал ли на эту информацию «Голос коммуниста» (РКП – КПСС), но по некоторой иронии, именно один из авторов этой газеты, не питающий симпатий к Сталину, скажем так, раскрыл сложность противоречия в развитии советского социализма – противоречия между необходимостью движения хотя бы частичного продуктообмена и, одновременно, сохранением закона стоимости, неразрывно связанного с посткапиталистическими товарно-денежными отношениями, ещё нужными для развития послевоенного «тяжело раненного» советского социализма.

Читательская интуиция и вынудила меня тогда заключить своё выступление в «АП» №9 от 11.03.21 г. экстравагантным, простите, предложением: «Так что дело было не в «разоблачении» культа личности Сталина (на ХХ съезде КПСС – авт.), а в панике перед необходимостью движения к коммуно-социализму без Сталина».

Так вот, Зинаида Заякина в своей статье «Коммунистическое общество по Марксу (СССР как низшая фаза коммунизма») в «ГК» №1 за март 2023 г. напоминает: «Стоимость – воплощённый в товаре и овеществлённый в нём общественный труд товаропроизводителей. Стоимость – общественное свойство вещи, которое она приобретает в определённых исторических условиях – при наличии товарного производства. Стоимость – создаётся в производстве, проявляется в обмене, когда произведённый товаропроизводителем товар приравнивается к другим товарам… Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой… Деньги – это тоже товар» и т.д.

«Если деньги при капитализме являются формой «всеобщего эквивалента», регулятором распределения, то при социализме форма такого эквивалента совершенно иная. «Всеобщий эквивалент здесь выступает не в форме денег, а в форме «трудовых квитанций» (К. Маркс). Это тоже форма «всеобщего эквивалента», как и деньги, но, в отличие от денег, эта такая форма, которая предусматривает отношения между людьми, отличные от капиталистических».

И далее: «Характерными свойствами «трудовых квитанций» являются то, что они, в отличие от обычных денег, оказываются:

  1. Именными (данной квитанцией один раз расплачивается конкретный человек, без права передачи другому лицу, после чего она становится недействительной);

  2. Исчезающими, имеющими определённый срок действия…» и т.д.

О первой фазе коммунизма Маркс писал: «Производители могут, пожалуй, получать бумажные удостоверения, по которым они извлекают из общественных запасов предметов потребления то количества продуктов, которое соответствует времени их труда. Эти удостоверения – не деньги. Они не совершают обращения» (К. Маркс, Ф. Энгельс соч., т. 24, стр. 402).

При коммунизме уже нет товарного производства и рынка, а есть плановое общественное производство (добавим от себя: изобильное благодаря росту производительных сил и новых технологий) и распределение продуктов производства (добавим: не «дефицитно-скрупулёзное», а «возьмите и это - пригодится»), то есть при коммунизме (и это трудно пока представить) стоимость не существует!

Можно сказать, что будущий коммуно-человек просто забудет о капиталистических, товарно-денежных отношениях как страшном и нелепом сне человечества! Никакой утопии в том, что творческий труд станет первой потребностью, а не средством выживания. Одновременно, неизбежная доля трудовой рутины будет «сниматься» нескончаемым внедрением новейших технологий. Словами коммунистического агитатора Зинаиды Заякиной: «Потенциальные способности человека раскроются как никогда, как раскрываются цветы, обласканные солнечным светом».

Было бы нечестным не признавать, что уже и при советском социализме большинство из нас почувствовали приближение светлого будущего, но так и не простили семидесятилетнему вождю невыполнение его обещания взять нас за ручку и сводить погулять по Городу Солнца…