СИМВОЛ МАТЕРИНСКОГО СЧАСТЬЯ РАЗРУШЕН В АСТРАХАНИ

СИМВОЛ МАТЕРИНСКОГО СЧАСТЬЯ РАЗРУШЕН В АСТРАХАНИ

С довоенной поры стояла возле Лебединого озера статуя - женщина с ребенком на руках. Покрытый серебристой краской гипсоцемент с годами неизбежно разрушался, однако статуя - классический образец монументальной агитации, символ материнского счастья, устояла и в годы войны, и в эпоху перестройки... И в только в наши стабильные дни изваяние вдруг исчезло...

В списках шедевров данный объект не значился и государством не охранялся, поэтому обстоятельствами разрушения памятника чиновники от культуры особо не интересовались. Вандалы ли поработали, ветер перемен ли налетел и повалил скульптуру — неизвестно! Ясно одно - в Астрахани не стало еще одного символа советской эпохи, еще одной исторической отметины на карте города!


Кому-то это глубоко безразлично, кто-то загрустит о безвозвратно уходящей натуре, но я знаю человека, которому весть о разрушении скульптуры на Лебедином озере причинила невероятную боль. Это астраханка Вера Константиновна Стародубова.


Вера Константиновна и ее мать Александра Ефимовна Максимович в 1940-е годы послужили моделями скульптору - создателю монумента.


История не сохранила имени ваятеля. Известно только, что по заказу властей он изготовил скульптуру и сделал несколько ее копий, которые установили в советских городах. Скульптор долго не мог найти достойную тему для композиции, пока однажды в клубе Астраханского речного порта не встретил автокарщицу Александру с маленькой дочкой Верой. Александра работала в порту, водила автопогрузочную тележку, была рослой и фигуристой женщиной - яркий типаж героини труда. Жила она у Волги, в районе Семнадцатой пристани. В юности училась в художественной студии известного живописца Павла Власова. Подавала большие надежды. Но занятия в студии пришлось оставить на третьем курсе. Александра пошла работать в порт, хотела помочь матери материально, та одна воспитывала троих детей. Вскоре вышла замуж за булочника польского происхождения, от которого родилась дочь Вера.


Александра Максимович пришла в тот день после смены в клуб речпорта писать лозунги к годовщине Октября, маленькую Веру взяла с собой, тут их и заприметил скульптор, чье имя навеки забыто.


Всю жизнь Вера Стародубова безрезультатно хлопотала о сохранении дорого её сердцу арт-объекта, обращалась к городскому начальству, которое не слышало ее призывов, к общественности, к нам, журналистам. Долго ждала она распоряжений о реставрации скульптуры, но так и не дождалась. Журналисты писали статьи, общественность требовала принятия мер, но начальство медлило и спускало вопрос на тормозах.


Вот выдержка из отчета о результатах экспертизы комиссии Департамента культуры Астраханской области:


«Данная композиция, не имея художественной ценности, представляет исторический интерес в качестве распространенного образца садово-парковой скульптуры… Композиция отражает определенную историческую эпоху, её дух через образ женщины-матери - энтузиазм середины 20 века».


Историческую ценность скульптуры чиновники выяснили, но почему же не сохранили памятник для потомков!


Вера Константиновна из последних сил, уже передвигаясь на костылях, часто приходила к монументу. Приносила цветы к скульптурному изображению матери. Работники детского сада, на территории которого стояла скульптура, помогали Вере Константиновне чем могли. Средств для поправки изваяния требовалось не так уж много, однако даже с помощью детсадовских работников, восстановить монумент самостоятельно Вера Константиновна не смогла. Она инвалид, с 1983 года на костылях. Перенесла клиническую смерть.


Пока большое начальство решало, что же делать со скульптурой - фрагмент за фрагментом откалывались от статуи её части. Несколько лет назад отвалилась голова ребенка... Мать держала в руках жалкие останки девочки - ножки в сандаликах. Обезглавленное дитя, даже каменное, – тяжелое зрелище для психики... И вот ещё один исторический памятник исчез с лица земли!


Даже если фигура матери с ребенком – кич, даже если она не представляла большой художественной ценности, все равно ценность ее была очевидна. И не только для Веры Стародубовой, которая считала скульптуру памятником своей матери, но и для нас, астраханцев, которые стремятся сохранить исторический облик своего города, его вековые традиции во чтобы то ни стало!я