29014   Рыбацких династий на Каспии почти не осталось. Сократились уловы – сократились заработки. Занятие промышленным рыбоводством становится делом неперспективным.

  Исчезает рыба, и рыбаки списываются на берег навсегда -  меняют профессию, заводят хозяйство на суше.

    Как потомственные романтики в эпоху оскудения рыбных запасов бросают промысел и навсегда оседают на берегу видим на примере последнего из рыбацкой династии Щекановых.

   С 12 лет Володю Щеканова отец брал с собой на Каспий. В многомесячные рейсы, в килечную экспедицию. В те дни сотни судов бороздили огромное пространство, и за день каждое судно могло выловить столько кильки, сколько ныне весь рыбацкий флот ловит за сезон.

  Рыбодобывающее судно типа «Моряна», на котором скитались по морю Володя и его отец Юрий Щеканов, ловило кильку ночами на свет прожекторов.

   Шланги опущены в воду. Два мощных насоса на корабле – один на юте, другой на корме. Килька плывет на свет прожекторов, и вместе с водой засасывается на борт. Рыбу укладывают в алюминиевые лотки и замораживают в трюме и твиндеке. Рейс продолжается до той поры, пока трюм и твиндек не заполнятся до предела. Потом судно идет в порт на разгрузку… В Махачкалу или в Баку, реже в Астрахань.

   Володе Щеканову интересно и в море, и в портах. В старинном городе Баку он впервые попробовал эскимо, невиданное тогда еще в Астрахани лакомство, отведал фруктов с восточного базара. Но разгрузка закончена, и они снова с отцом в море. И скоро уже   судовой эхолот обнаруживает новые и новые косяки кильки.

  Отец Володьки -  замполит на судне, он -  помощник капитана по политической части. Должность, по тем временам, высокая, но не очень востребованная в морской практике. Недаром замполитов моряки за глаза называли «туристами», так же путешествуют без забот, в свое удовольствие!

   Но никто не называл «туристом» Юрия Константиновича Щеканова, ведь он по вечерам работал на своем судне еще и бригадиром по обработке кильки – вручную закладывал рыбу в алюминиевые протвини, замораживал в холодильных камерах, называемых в морском быту «печками».

   Юрий Константинович с 15-ти лет связал свою судьбу с морем. После рыбного техникума мотористом- рулевым ушел в плаванье на суденышке с грозным названием «Смерч».

  Отслужил в армии в десантных войсках, вступил в компартию. Коммунистом он, кажется, был настоящим, идейным... Легких путей не искал, не мог сидеть без дела…

  После окончания Горьковского института инженеров водного транспорта вполне мог пристроиться на руководящей работе на берегу, но предпочел корабельную должность в килечной экспедиции.

  Это было время невиданных уловов кильки на Каспии, и время беспримерных трудовых подвигов рыбаков. Судну, на котором служил отец Володьки, присвоили почетное звание «комсомольско-молодежный экипаж». Молодые рыбаки привозили регулярно огромный улов.

  Замполит большое значение придавал дисциплине на корабле. Экипаж, в основном, собирался сплоченные, ответственный, но вдали от берега некоторые могли расслабится. Пьянство в рейсе – бич рыбных промыслов.  Корабельные алкаши, когда кончался запас спиртного, умудрялись гнать самогон из чего ни попадя. Замполит «приводил в чувства» пьяниц, усмирял разбушевавшихся… Вел душеспасительные беседы, пытался повышать идейный уровень своих подопечных. Из дома в рейс он всегда брал книги о Великой Отечественной войне – хотел привить экипажу любовь к славной истории страны.

29015  Когда после политических реформ 90-х годов должность замполита упразднили Юрий Щеканов списался на берег. Не смирился он с тем, что страну разворовывают и бандиты, и оборотни в погонах, и псевдодемократы, и псевдопатриоты, и все прочие кому не лень. Очень переживал за судьбу грядущего поколения, от этого заболел, и вскоре инсульт, инфаркт и скоротечный рак рака легких свели его в могилу. В наследство сыну Владимиру оставил он почетные грамоты, армейские фотографии и любовь к морю.

   Владимир Щеканов принял вахту от отца и отдал морю лучшие годы своей жизни. Еще студентом он напросился в морской рейс матросом 1-го класса, в обязанности которого входило чистить судно от рыбьей чешуи, ремонтировать оборудование, а во время переходов стоять на руле. Эту должность он получил благодаря протекции дяди –простого матроса с 45-летним стажем плаваний, который на флоте за выслугу лет имел авторитет поболее, чем иной капитан. 

    И вот первый профессиональный для Володи рейс в килечной экспедиции. Вдруг неожиданный шторм Первый для матроса Щеканова. На рассвете Каспийское море особенно красиво, при полном безветрии тихий прозрачный воздух… Но налетел бешенный шквальный ветер. Капитан стараясь уйти от опасности готовит судно к переходу. Он дал команду, и Володя с боцманом срочно поднимают шланги.

  По корме прокатываются четырехметровые волны, Володю едва не смыло за борт... Боцман успел протянуть руку, и парень схватился за нее в последний, перед падением в море, момент. Такое вот штормовое крещение!

   По окончанию Рыбвтуза Владимир ушел в Каспийское море надолго, он не сходил на берег даже между рейсами, постоянно жил на корабле. В маленькой каюте, где двухъярусные койки, привинченный к переборке стол, умывальник, а напротив двери – иллюминатор, провел он свои лучшие дни. Вдохнул полной грудью морские ветра, пропитался солью и духом свободы.

   Килька, килька, много кильки. Килька в море и килька на камбузе – вареная и жареная. Экипаж маринует кильку для дома в трехлитровых банках, провяливает ее на солнце, нанизанную на леску. Килька свежепойманная вкуснее магазинной, но и она со временем приедается. Поэтому на многих судах хранились снасти для лова осетровых.  Пойманная красная рыба идет на камбуз – варят из нее уху, делают котлеты. Команда обедает в столовой, комсостав -  в кают-компании. Меню одинаковое для тех и этих.

  Володе, как молодому матросу позволял капитан обедать по два-три раза в день. Но красная рыба на обед в редкость, а в основном все килька, килька…

  Тонны кильки… Один матрос тронулся рассудком, стал считать пойманных рыбешек. Пришлось списать на берег, в психбольницу!

  От однообразия и скуки «крышу рвет», как говорят моряки, у многих. Спасают шахматы, нарды, картишки… К концу первого рейса Володя мастерски играл в эти игры. Занимался и спортом, на палубе имелись гири и штанга. Спаринговался с товарищами на импровизированном боксерском ринге. А еще много читал. Прочел всего Пушкина, Чейза. Библиотека на судне небольшая, но моряки меняются книгами, взятыми из дома.

   А еще моряки много поют. У Володи есть пара козырных песен, в детстве разучил, когда играл на бас-гитаре в группе «Экспромт». На корабле музыкальные навыки его сгодились.

  В рейсе часто матросы купаются в море. Рядом плещутся тюлени. Людей они не боятся. А вот кто-то из людей тюленей побаивался. Морские байки приписывают тюленям кровожадность, мол тюлень подплыл к купающемуся матросу, и откусил ногу. Лов тюленей строго запрещен, но случалось тюленя загарпунивали и отправляли на камбуз. Печень тюленя главный деликатес каспийского морехода. Часто тюлени застревали в шланге для лова кильки, застрявших добивали и тоже отправляли на камбуз.

   С удовольствиями и развлечениями в рейсе хуже всего. Сигареты и спиртное кончаются быстро, тогда к судну причаливают азербайджанские маркитанты с грузом табачных изделий, конфет, вина…

   Однажды Володя встречал даже Новый год на Каспии. Стояли тогда на рейде близ Баку, температура поднялась в новогоднюю ночь до плюс 24-х градусов. В каюте старшего механика накрыли стол. Володе досталась роль Снегурочки. Косу сделали из каната, под платье запихнули пару боксерских перчаток. Веселились, как могли. 

    Общение с женским полом в плаванье сведено к минимуму…Камбузницы пользуются  в рейсе бешенной популярностью, и оттого задирают нос, как принцессы уэльские… Но, когда судно приходит в порт про них все забывают.

    Морская жизнь, в принципе, не для семейного человека. Когда Володя женился пришлось ему искать новую профессию. Жена Ирина, преподаватель физики и математики, не захотела надолго расставаться с мужем. Списался он на берег подчистую.

   Но долго еще привыкал к сухопутному укладу жизни. Все на берегу для него стало в диковинку - шум улиц, отсутствие постоянной вибрации под ногами.

     Сейчас мало кто из профессионалов хочет идти в бестолковое плаванье…Говорят, что лихие капитаны подбирают упитых граждан по барам, увозят на свои корабли и отчаливают. В море зачисляют матросами, и только по прибытие в порт после лова отпускают на волю. Рассказывают даже, что как-то таким образом на судно завербовали выпившего батюшку. В море он отработал честно целый рейс, не роптал, и претензий, сойдя на берег, не имел. Потому что прилично заработал!  Но случилось это видимо давно, так как нет сегодня хороших заработков на море! 

 И может случится так, что все суда станут на прикол, когда профессия промрыбака перестанет существовать!