Рассказ

Недавно встретился на улице со своим товарищем по прежней работе. «Перестройка» раскидала нас всех. Кто как мог, где мог зацепился за какую-то работу. Разговорились.

- Ну, Виталий, ты скоро на пенсию? - спрашиваю я.

- Уже через полгода... Вот ты, опытный пенсионер, подскажи, как пенсионеру устроиться на работу?

- Ну, во-первых, пенсия даётся человеку для того, чтобы он больше не работал, а только заслуженно отдыхал. Отдыхать - это не значит просто лежать на диване и считать мух, как герой известного романа Гончарова. Заслуженно отдыхать - это помогать детям в воспитании твоих же внуков. Но только помогать! Слегка! А не взваливать весь груз воспитания детей твоих детей на себя! Больше словом!.. И надо путешествовать! Посетить перед, как это ни печально, неизбежным концом твоего пребывания на Земле интересные для тебя места, например, Италию, Грецию, Испанию, Францию, те же самые Буркина Фасо, Берег Слоновой Кости, да хотя бы прежнюю нашу Прибалтику! - продолжаю я развивать я свои теоретические идеи о правильном заслуженном отдыхе трудящихся. Но лицо моего друга вдруг опечаленно вытянулось:

- Всё ты говоришь правильно. Мне эти страны тоже очень нравятся. Там я, за исключением Прибалтики, никогда не был. Ну, а на какие шиши ездить в эти заморские страны? На мою пенсию? Это же смешно!

- В конце концов, можно путешествовать и виртуально, - парирую я,- то есть через интернет! И дёшево и сердито! Ни в аварию не попадёшь, ни холод, ни жара тебе не страшны! Ты можешь шагать глазами и умом по холодющей Антарктиде при минус 60 градусов по Цельсию, в то время как твои пенсионерские ноги погружены в тазик с тёплой водой! Класс! И всегда можешь прервать своё виртуальное в цвете путешествие, выключив компьютер со звуковой квадрафонической приставкой типа «Долби», которая создаёт почти реальное ощущение путешествия.

- Ну и фантазёр всё же ты, Саша! - прерывает меня будущий пенсионер Виталий. - Нет, всё же путешествовать надо реально! Компьютер и твоя долбаная «Долби» - это всё же не то! Это всё равно, что любить женщину через стекло!

- Я думаю, Виталий, в данном, конкретном случае, твой пример с женщиной не уместен! Ты не забудь, что речь идёт о культурном отдыхе пенсионера, т.е. практически старика, и женщины тут вообще ни при чём!

Конечно, пенсионер ещё не покойник! Но всё же!..

Во-вторых, надо от работы к полному безделью переходить постепенно. Это целая наука! Правда, я этой наукой не владею, поскольку ни на один день после оформления пенсии не прерывал работу и её профиль! Так, что мой случай не типичный! В твоём случае, как я понял из разговора, после оформления пенсии тебя могут уволить. Ну, вахтёры ведь всегда нужны! - предложил я.

- Ну ты даёшь, Александр! Это я - работник министерства, пусть даже на самой нижней ступени лестницы служебной иерархии, и пойду в сторожа! А куда я дену 30 лет опыта конструкторской работы? Зря что ли я всё это накапливал? - возмутился мой постаревший друг.

- Виталий! Сторожить ты можешь своё же министерство! Так что ты, будучи пенсионером, продолжишь работу в этом же министерстве, только в другой должности. Работа спокойная. Можешь, не прерывая «охранной» работы, виртуально путешествовать по всему миру, слушать любую музыку, смотреть, правда опять же виртуально, на самых красивых, молодых женщин - благо современная техника это позволяет.

А что касается твоего конструкторского опыта, то он в ближайшие десятилетия не будет востребован! Я так думаю! - продолжаю фактически, но без злого умысла, издеваться я над своим бедным другом.

- А почему это мой инженерный опыт никому не нужен? Ведь столько нерешённых технических проблем на производстве! - возразил Виталий.

- Работая в министерстве, Виталий, ты стал хоть и небольшим, но всё же чиновником, и напрочь оторвался от реальной жизни. Крупных производств сейчас нет, остались только мелкие, частные. А предпринимателю выгоднее использовать дешёвый ручной труд, чем механизировать производство. Тем более сейчас никто не будет финансировать НИОКР (научно- исследовательские, опытно-конструкторские работы), поскольку теперь много продаётся высококачественной импортной техники для малых производств. Покупай оборудование, включай его стоимость в цену товара. И всё! А с твоими НИОКР возни много, а результат не известен! В нашей области есть КБ по самолётостроению, но это не твой профиль! А переучиваться тебе, думаю, поздно! Да и конструкторские навыки ты за десяток лет чиновничьей работы в министерстве, совершенно не связанном с производством, окончательно утратил, - завершил я пространную речь про НТР (научно-техническую революцию) на современном этапе развития человечества.

- Ты меня окончательно расстроил, Саша!.. Что же мне делать на пенсии в конце-то концов? - упал духом Виталик.

- Да, моя речь не внушает оптимизма! Что делать! Я вижу некоторых стариков, которые чем-нибудь торгуют: металлическим хламом, семечками и даже червяками для рыбалки. Рубль червяк! Пять тысяч червяков-вот тебе и хорошая вторая пенсия! Но наверно здесь тоже существует какая-то конкуренция? Видимо тебе это не подойдёт!..

Тогда самое простое - это всё же работа сторожем. Или, ещё проще, вообще не работать! Заниматься дачей, рыбалкой, охотой! Природа нашего края этому благоприятствует!

На этом наш длинный диалог закончился. Распрощавшись с моим вконец расстроенным другом, через полгода обычным пенсионером, я подумал: а в самом деле, почему уход на пенсию нами, ещё не старыми мужчинами, воспринимается так болезненно? Почему у нас, обычных пенсионеров, такие унизительно маленькие пенсии? Они могут обеспечить только физическое выживание и не более того. Почему для западноевропейских пенсионеров путешествие в иноземные страны - обычное дело, а для нас - фантазии космического масштаба? Или это всё неправда?