31 августа администрация Астрахани устроила для жителей нашего города настоящий праздник. Вечером на набережной Волги выступал прославленный хор Турецкого. Все желающие могли послушать этот известнейший коллектив.

Анонс предстоящего концерта прошел по многим рекламным каналам, так что астраханцев собралось немало.  К сожалению, я не смог попасть на начало концерта, и когда, наконец-то,  добрался до набережной Волги, концерт был в разгаре.  С эстрады объявили, что сейчас будут исполняться комсомольские песни (что меня очень обрадовало) для тех, кто родился в СССР, т.е. кто родился до 1986 года. Это показалось мне немного странно, но совершенно неважно.  И зазвучала великолепная музыка Александры Пахмутовой. Правда, песни исполнялись фрагментами, но никого это не смущало, и зрители дружно подпевали. Я тоже начал подпевать  – «…И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди…». Вдруг повсеместный смех обратил мое внимание на эстраду. На ней с протянутой вдаль рукой стоял один из солистов хора и, весело, по-шутовски копируя памятники, изображал вождя мирового пролетариата на потеху многочисленной публике. Во мне как-то все оборвалось. Случилось то, что случается с человеком, который из сострадания, со всей душой  дает  деньги несчастной нищей и, ненароком улавливая ее взгляд, понимает,  что перед ним не нищая, а профессиональная попрошайка,  играющая на душах доверчивых людей и  бессовестно обманывающая их. Проще говоря, я понял, что  песни поют неискренне, не от души, поют потому, что они востребованы, и здесь работает простой закон капитализма - спрос рождает предложения.

А я то, наивный, думал, что если хороший хор исполняет о чем-то песню, то, как актеры, певцы должны следовать заветам К.С.Станиславского и хотя бы на сцене, соответствовать содержанию этой песни. Если ты исполняешь частушки, конечно, можно вести себя и по-шутовскому, но если это патриотическая песня, наверное, кривляние здесь неуместно. Тем более, что репертуар певцы подбирают сами, не хочешь – не пой.

Можно, конечно, сказать: «Ну чего Вы прилепились к певцам, у них свой особый артистичный взгляд на мир, никто никого не собирался оскорблять и высмеивать». Позвольте с этим не согласиться. Заранее подготовленный профиль Ленина на заднем экране, отрепетированный выход лысого певца и готовый комментарий от  руководителя хора по этому поводу.   Одна только ироническая фраза: «С молоком матери…»,  произнесенная господином Турецким с глубоким  сарказмом и цинизмом во время пения патриотической песни, показала его отношение к таким песням и его отношение к чувствам, которые  возникают у многих людей во время их исполнения. В неуместных комплиментах, сказанных с пренебрежением и тоном хозяина, господин Турецкий отпускал в адрес моего города такие перла, что диву можно было даваться. Астрахань сравнивали   с каким-то «глянцевым украшением», и что Астрахань сейчас «не стыдно показать даже американцу» (да плевал я на любого американца и его мнение), и все это говорилось надменно. С концерта я ушел.

Возможно, все столичные артисты так относятся к провинции, у них, наверное, особый менталитет, и нам, «убогим», их не понять?  Вовсе нет. В 1997 году мне посчастливилось побывать на концерте Иосифа Давидовича Кобзона, тогда он устраивал свое знаменитое прощальное турне. И Астрахань была 101 городом, куда по Волге с двумя оркестрами и хорами приехал певец, кстати, вместе с певцами из хора Турецкого, правда, тогда этот коллектив назывался немного по-другому. Концерт в Летнем театре при полном аншлаге  шел более 4 часов. И в середине концерта Иосиф Давидович предложил зрителям выбрать по своему желанию песню, первый куплет которой он с удовольствием для них споет под аккомпанемент рояля. Зрители назвали более 20 песен, и все они были исключительно лирические. Заявки были все собраны, и Кобзон приготовился петь, а мне стало как-то обидно. Что-то было не так. Я  встал и на весь зал попросил спеть «Широка страна моя родная». Зал взорвался от грома смеха.  Тогда Россия вошла в зенит 90-х годов, таких песен уже не пели лет 10 и петь их в будущем вообще не собирались. А Кобзон уверено сказал: «Над чем Вы смеетесь?». И все стихли. А когда он только запел «Широка страна моя родная», разразилась  буря, но это была уже буря аплодисментов. Наверное, люди в зале, как и я, что-то почувствовали, и прежде всего причастность к своей стране. Пел Кобзон вдохновенно и  блестяще, а в слове Волга специально сделал ударение. Наверное, это был единственный комплимент для астраханцев за тот вечер, да он и вовсе не требовался, хватало одного Кобзона, который сам был настоящим праздником и подарком  для присутствующих. Надо отдать должное ребятам из хора Турецкого, на своем концерте они справедливо отдали должное памяти Иосифа Давидовича Кобзона,  ведь для  всех нас он остался великим певцом и великим гражданином своей страны.

Но пишу я эти строки не для хора Турецого. Если бы солисты хора  читали всю критику, про них написанную, то им петь  было бы некогда. Иосиф Давидович тоже эту статью уже не прочтет. Пишу ее для астраханцев, про их отношение к своей истории и к своему городу. Причем  своего мнения я совсем никому не навязываю. Эту статью решил написать  сразу,  но все же подумал, что лучше немного подождать и  убрать быстро возникшие эмоции.  Прошло нескольких дней, мое мнение не изменилось, и я хотел бы  поделиться им с читателями.

Продолжение в следующем номере.