30004За что только мы, пользующиеся общественным транспортом, не ругаем маршрутки! Старые, грязные, ПДД не соблюдают, шоферы грубят, на линию выходят с неисправностями, при наличии которых возить пассажиров категорически запрещено.

Нарекания вполне справедливы. Серьезные аварии, в которых пассажиры маршруток серьезно травмируются или даже погибают, не редкость. Но…

В 2007 г. Астрахань осталась без трамваев. В 2017  - без троллейбусов. Обакнротился лишенный господдержки «АстраханьПассажирТранс», принадлежащий нашей области. Его автобусы (ЛиАЗ – 5256) в пункте приема металлолома, а те, что поновее, (в основном 2008 г. выпуска) на стоянке в микрорайоне Бабаевского.

Выручают нас 50 автобусов (2018, 2019 гг. выпуска), направленные по договоренности с правительством Москвы. Переданы они в аренду перевозчику «Автомиг», срок договора – 5,5 лет. Однако главный перевозчик – маршрутки. Дикое царство маршруток.

Недавно в эфире на радиостанции «Эхо Москвы» урбанист А. Гершман сравнил уровень общественного транспорта  Астрахани с уровнем общественного транспорта в городах не самых передовых африканских стран. Сравнение не в нашу пользу: «Когда маршрутки конкурируют с автобусом или трамваем, у человека есть выбор. Общественный транспорт не должен конкурировать между собой, а с личным автомобилем. Даже в Африке сейчас массово запускают трамвайные системы и начинают серьезно заниматься общественным транспортом, потому что без этого город функционировать не может».

Астрахань же в ближайшее время может лишиться и «дикого царства маршруток». Руганые-переруганные перевозчики-маршрутчики с декабря 2020 г. по настоящее время массово покидают городские маршруты. За четыре месяца 70 индивидуальных предпринимателей-перевозчиков (почти пятая часть) из 340, числящихся в Реестре муниципальных маршрутов региональных перевозок, прекратили свою деятельность. Только с маршрута №13 ушло 14 предпринимателей. И на сайте горадминистрации ни одного документа о включении в Реестр новых перевозчиков. Только об исключении.

Что же заставляет предпринимателей закрывать этот бизнес? Резкое увеличение расходов в связи с ростом цен на газ (им в основном заправляют маршуртки), необходимость вводить ГЛОНАСС, тахометры, кассовые аппараты, закрытие Милицейского моста, прошлогодняя самоизоляция.

Заместитель председателя Общественного совета по городскому общественному транспорту г. Астрахани Д. Булатов выразил опасения, что в ближайшее время 40-50% предпринимателей закроются, останутся только самые востребованные маршруты. В отдаленные районы  уже сейчас трудно добраться.

Тарифы на большинстве маршрутов сейчас не регулируются властью. Индивидуальные предприниматели вправе их устанавливать сами.

«Однако, - говорит один из перевозчиков, - если мы повысим тарифы настолько, насколько подскочил в цене газ, даже без учета дополнительных расходов, которые мы несем 1.01.2021 г., то пассажиры, наверное, будут ходить пешком, а у кого «карман пошире» пересядут на такси-легковушки. Выбор у нас из двух худших: или работать себе в убыток, или закрываться»

А что же власть? Власть проблему понимает. В начале года глава города М. Пермякова на пресс-конференции сообщила о планах провести серьезную реформу общественного транспорта. «Маршрутки должны уйти в прошлое, - сказала она, - на весь город останется шесть автобусных маршрутов с ответвлениями по районам. Вводить новую систему может быть больно, но это необходимо делать. Впрочем, работа это не одного дня, и если реформу удастся запустить к концу 2021 г., я буду счастлива».

И вот маршрутки уходят по собственной воле то ли в прошлое, то ли в никуда.

А о шести автобусных маршрутах, кажется, забыли. Во всяком случае реальных действий не только не видно, но и не слышно о них. И становится по-настоящему страшно: маршрутки уйдут, а автобусы не придут. Как бы нам не было очень больно. Хотя и сейчас тяжело. В микрорайон «Тополиная роща» не идет ни один перевозчик, а в часы пик приходится «брать штурмом» общественный транспорт или немалое время стоять в очереди, если народ подберется сознательный и не устраивает куча-малу, на любом маршруте.