В газете «Горожанин» от 5 ноября 2008 года за № 44 (993) в рубрике «Мнение обозревателя» я прочел статью «Мой храм» Веры Богдановой. То, что она пишет о духовности, не зная точного смысла этого понятия, то бишь ,по-Богдановой, «слова», по крайней мере вызывает удивление. Ну, а то, что духовность «слово модное», как и слово «энергия», которое якобы произносят, по её утверждению, тогда, когда что-то не понимают, вызывает совершенно сногсшибательный эффект. И вот на фоне всего этого у Богдановой появилось желание докопаться до истины, которая не дает ей покоя. Работала она не так уж и долго, хотя, копая, ошиблась, но все-таки истину нашла.

Вот она – «разрушив веру, вместе с ней порушили и нравственность».

Больно читать, а ещё больнее осознавать, что дело просвещения и воспитания молодого поколения находится в руках обозревателей, которые, путаясь в своих изысканиях и выводах, наверное, запутают и молодые души. Газета – вместилище, сборник злободневных фактов, событий и т.п. и в малой степени комментатор; но если она, газета, берется за просветительские, комментаторские функции, то их должны выполнять специалисты, а не дилетанты. Вспомним хотя бы отраслевые газеты: «Литературная газета», «Медицинская газета», «Гудок».

Я в данной реплике сознательно оставил за рамками всё связанное с владыкой (Богданова в своей статье несколько раз приводит высказывание архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы), поскольку делаю критические замечания по форме построения статьи и выражению смысла заданной темы автором, но никак не посягаю на глубинную сущность самого понятия «духовность».

Ещё хочу добавить, что печатное слово есть слово ранящее и излечивающее, а потому – осторожное. В заключение приведу стихотворение, которое, как мне кажется, соотносится с характером затронутой темы. Стихотворение напечатано в старой газете и подписано инициалами В.П.Д.


 

Нам легче жить, коль вера в бога с нами?

Но веруем ль, перекрестив свой лоб?

Или в минуты бдения во храме,

Становится Господень ближе гроб?

Читаем мы тогда молитвы,

Когда вдруг больно телу иль душе,

Или когда пошли по краю «бритвы»,

Иль ощутили тяжесть на себе,

Мы всегда будем просто и достойно

Жить, обретя тепло внутри себя,

К жившим и живущим, если спокойно

И о потомках думать, их любя.

Федор Чулпанский