28002Оборона Астрахани в годы Гражданской войны сыграла важную роль в её исходе, лишив войска Деникина и Колчака прямой связи и взаимодействия. Наибольшей остроты борьба достигла в 1919 г. Героически сражались бойцы Красной Армии, моряки Волжско-Каспийской флотилии, рабочие отряды, летчики.

Последних было мало, но каждый – ас.

1 января 1919 г. из Моздока в Астрахань прибыл авиационный отряд под командованием Тороса Торосова. Всего четыре самолета. Отряд разместился на территории ипподрома. Поле под посадочную площадку расчищали вручную, с трудном добывали нужные материалы.

Время было тревожное. Враг всё ближе подступал к Астрахани.

Тяжелым был день 13 февраля. Разыгрался студеный норд-ост. Ветер достигал ураганной силы. Ангара для самолетов не было. На ледяном ветру сбиваемые с ног летчики, мотористы, механики крепили самолеты: привязывали к деревьям. Несколько часов продолжалась битва. В кровь были порезаны руки. А ураган всё крепчал. Сорвал с креплений палатку, в которой люди попеременного обогревались, опрокинул железную печь с горящим углем. Искры полетели в сторону сарая, где хранились бензин и смазочные масла. Сарай вспыхнул мгновенно. К нему бросился командир. Сумел выкатить две бочки и упал обессиленный. Одежда на нем дымилась.

На следующий день он издал приказ: «Объявляю благодарность военнослужащим отряда, принявшим самое деятельное участие в спасении самолетов во время урагана 13 февраля…» (перечислил всех участников операции), которые, невзирая на трескучий мороз и сильный ветер, самоотверженно исполняли свой долг». О пожаре ни слова.

Героический поступок Тороса Торосова отметило командование.

31 марта 1919 г. был издан приказ по войскам и флоту 11-й армии: «… Летчик Торосов с риском для жизни спас вверенные ему самолеты и авиационное имущество, за что Реввоенсоветом Каскавфронта представлен к денежной награде…»

10 марта 1919 г. в Астрахани вспыхнул контрреволюционный мятеж. По городу носились злобные крики астраханских торговцев: «Даешь свободную торговлю!», «Долой большевиков!», «Смерть коммунистам!» Весь отряд Торосова был поднял в воздух.

Летчикам был дан приказ: «Бить из пулеметов и бомбами по реке Царица (Царев), разбивать лед, не давая отступать белым на другую сторону реки". Летчики Торосова с честью справились с заданием. Немногие мятежники сумели ускользнуть от удала революционных войск.

2 апреля 1919 г. Торос Торосов был делегирован на III Всероссийский съезд авиаторов. Личность этот летчик замечательная. Во время Первой мировой войны болгарин Торосов был мобилизован в германскую армию. Но сражаться против русских не стал. На самолете «Альбатрос» перелетел через линию фронта и сдался в плен русскому командованию. После Октябрьской революции перешел на сторону большевиков и тут же вступил в партию Ленина. Он верил в победу социализма во всем мире. Вот, например, как звучит его приказ №85: «Телеграф от 22 марта принес радостную весть. Наши товарищи, венгерские рабочие и крестьяне, последовав нашему примеру, свергли власть буржуазии и установили власть Советов, объявив Венгрию Советской республикой…

Товарищи красные воины! Слышите могучий голос венгерского пролетариата? Этот голос должен найти отклик в ваших сердцах, наполняя их радостью, энергией и силой для новых битв и новых побед.»

Торос Торосов умел воевать, уметь заботиться о подчиненных. Добивался строительства теплых помещений для летчиков и обслуживающего персонала, ангаров для самолетов.

С июня 1919 г. английская авиация стала систематически бомбить Астрахань. Нашим летчикам постоянно приходилось сражаться с превосходящими силами противника.

Вот что писала газета «Красный воин» 17 июня 1919 г. «Вчера был налет неприятельских аэропланов. Произошел воздушный бой. Наши летчики, Коротков и Щекин, удачными маневрами, огнем метким одержали вверх… Один из английских аэропланов, мотор которого был поврежден, спустился у с. Увары… Арестованный летчик и поврежденный мотор препровождены в Астрахань».

На счету Щекина немало побед. Но в ноябре 1919 г., сражаясь один на один с тремя неприятельскими аэропланами, погиб. Поврежденный самолет упал в Волгу, тело пилота, одно из первых кавалеров ордена Красного Знамени, не нашли.

Узнал о смерти друга, Анатолий Коротков ушел от аэродрома подальше в степь и беззвучно заплакал.

На другой день он был уже в воздухе. Его тяжелый, неповоротливый «Спад», работавший на плохом бензине, в упор поливал свинцовым дождем позиции белогвардейцев. Коротков говорил, - вспоминала санитарка авиаотряда В. Мизинова, - что летать – это значит жить.»

Но жить ему оставалось недолго. 20 октября 1920 г. он погиб в районе Черного Яра. Героев-летчиков хоронили с воинскими почестями. Их могилы на старом городском кладбище Астрахани.

Чествуя защитников Отечества, не забудем и тех, кто защищал наше небо от алчных английских интервентов и их прислужников белогвардейцев.