Верятин Михаил Иванович родился в сентябре 1918 года в селе Кошелевка Красноярского района.

До войны успел получить начальное образование. С 15 лет работал в колхозе, а в 1939 году его призвали в армию.

В городе Куйбышеве был сформирован батальон из сельских мальчишек, который полностью попал в состав 262-й стрелковый полк НКВД.

В батальоне Михаил Иванович был вначале стрелком, а потом овладел станковым пулемётом.

Грянула Великая Отечественная. 262-й стрелковый полк в 1941 году оборонял Волоколамск. 67 лет прошло с тех пор, а перед глазами ветерана и сегодня стоят картины тех жестоких боёв: «Я прошёл дорогами войны от Москвы до Мурманска, от Мурманска до Венгерской границы, но столь жестоких, столь кровавых, столь отчаянных боёв больше не видел.

Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втаптывая трупы в землю, упитанную кровью. Многие батальоны перепутались, трудно было отличить своих от неприятеля. Изувеченные люди и лошади лежали рядом, раненые брели к перевязочным пунктам, покуда могли, а выбившись из сил падали не на землю, а на трупы павших ранее.

Смерть подстерегала на каждом шагу. Слева и справа взлетали на воздух машины, кони, люди, но мы продолжали бой, обороняя линию, определённую комитетом обороны и Ставкой Верховного Главнокомандования: Волоколамск-Калуга. Именно сюда двигались резервы: ряд соединений Северо-Западного и Юго-Западного фронтов, почти все силы и средства Московского военного округа.

Оборона Москвы! Этим было всё сказано. Для улучшения управления войсками Западный и Резервный фронты 10 октября 1941 года были объединены и командующим назначили генерала армии Г.К. Жукова. Мы ждали наступления.

Вскоре оно началось. Мы шли по сожженным деревням, видели расстрелянных и повешенных жителей, измождённых женщин и детей, чудом оставшихся в живых.

Всё это слилось в общую для армии и народа ненависть к захватчикам.

Мне запомнилось первое утро в Волоколамске. Город будто приходил в себя после долгого-долгого обморока. В центре ещё дымились сожжённые гитлеровцами здания, онемевшие жители стояли перед развалинами поликлиники, где два дня назад были сожжены пленные раненые красноармейцы».

Отогнали врага от Москвы. Полк, вернее то, что от него осталось, перебросили на Карело-Финский фронт, а в январе 1942 года Михаила Ивановича направили на курсы командного состава. В декабре из училища отозвали досрочно и назначили командиром пулемётного взвода в составе пограничного батальона, а затем командиром 14 пограничного отряда НКВД. Граница практически была фронтовой полосой. Диверсанты, шпионы пытались прорваться на освобождённую территорию ежедневно, поодиночке и целыми группами. Но это им не удавалось.

Однажды прибыл начальник политотдела фронта генерал Молошников для организации боевой группы для особой операции под Мурманском. Отбирали только добровольцев. Из строя вышел и наш герой.

- Ты знаешь, куда идёшь? – спросил генерал.

- Знаю, - ответил Михаил Иванович.

- Почему готов к такому рисковому делу?

- Беспартийный большевик я.

Эту фразу товарищи запомнили, и стала она прозвищем боевого астраханца.

В марте 1943 года, после выполнения операции под Мурманском, направлен в Закарпатскую Украину на границу с Венгрией. Здесь зверствовали бендеровцы, не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей.

Но к концу 1946 года их банды были разгромлены. Все, попавшие в плен, были преданы суду.

На родину Михаил Иванович вернулся в 1947 году. Работал помощником капитана сейнера на рыбозаводе Воровского, потом перешёл на рыбокомбинат имени Володарского.

Трудился на баркасах «Иртыш», «Сахалинец», на буксировщиках вместе с замечательными трудолюбивыми товарищами: Иваном Бузычкиным, Иваном Овчинниковым, Иваном Кузнецовым, Иваном Пустохайловым, Иваном Потёмкиным, Яковом Уховым, которые многому научили его, передали свой опыт.

«Беспартийный большевик» вступил в партию после Мурманской операции. Честь коммуниста пронёс незапятнанной в годы войны, несёт в мирное время.

Многими наградами отметила Родина ратный и мирный труд Михаила Ивановича Верятина, но нет самой для него главной - «За оборону Москвы». Под злыми осенними дождями и ветрами начинался его боевой путь. В тех страшных боях он не дрогнул и вполне заслуживает награды.

От имени общественности я обращаюсь в Володарский, Красноярский райвоенкоматы, в Астраханский облвоенкомат с просьбой отыскать медаль и приказ на награждение Верятина Михаила Ивановича. Это было бы прекрасным подарком к 90-летию ветерана войны, ветерана труда, ветерана Коммунистической партии.

Мира и добра тебе, Михаил Иванович, наш дорогой друг.

К.УРАЗАЛИЕВ ,
член бюро Володарского РК КПРФ,
заслуженный работник культуры РФ