28004Вся неделя в России прошла под знаком «губернаторопада»: всего за три дня, со вторника по пятницу, сменились непопулярные главы пяти регионов. Но никакой логики в назначениях их преемников искать не стоит — это свидетельствует о том, насколько жидкий кадровый резерв у нашей власти, способный поддержать политику, которую она ведет

Уже немолодые. И точно не «технократы».

Все пятеро губернаторов отправлялись в отставку практически по одному и тому же сценарию: во вторник, 19 марта, их экстренно вызывали в Управление внутренней политики администрации президента, после чего они объявляли об уходе с поста.

Правда, разными способами. Скажем, губернатор Мурманской области Марина Ковтун созвала экстренный брифинг для региональных журналистов, а глава Оренбургской области Юрий Берг ограничился официальным пресс-релизом на сайте правительства региона. В ногу с технологичным временем пошли глава Калмыкии Алексей Орлов, губернаторы Челябинской области Борис Дубровский и Республики Алтай Александр Бердников: о своих отставках они сообщили на личных страничках в Facebook (Орлов даже записал краткое видеообращение).

Биографии отправленных Кремлем в отставку губернаторов весьма различны. Но их объединяет то, что их никак не причислишь к генерации «молодых технократов»: самые молодые среди них — это Марина Ковтун и Алексей Орлов (им по 57 лет), а самые пожилые — это Юрий Берг и Александр Бердников (им по 65 лет). А вот что касается стажа руководства регионом, то наибольший он у Александра Бердникова (13 лет), а наименьший — у Бориса Дубровского (5 лет).

Кадровой логики искать не следует.

Напомним, что предыдущая серия губернаторских отставок произошла в России в октябре 2018 года. Тогда всего за неделю постов лишились главы шести регионов, которые считались в Кремле «проблемными», это Кабардино-Балкария, Башкирия, Курская, Курганская и Липецкая области, а также Забайкальский край. А вот губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко просто перешел на работу в Приморский край.

Правда, уже тогда политологи не находили никакой логики в кадровых назначениях. Разве что от всех назначенных никаких сюрпризов ждать не приходится, будут всегда в полном подчинении и никакой самостоятельности не проявят. Похоже, отсутствует логика и сейчас: врио губернаторов стали люди, имевшие опыт работы в федеральной политике… но с конкретным регионом могущие и не быть связаны. Скажем, врио губернатора Мурманской области 40-летний Андрей Чибис — выходец из Чувашии (последняя его должность — это заместитель министра строительства и ЖКХ).

Челябинскую область доверили 46-летнему первому заместителю министра энергетики Алексею Текслеру (выходец из соседнего Красноярского края), а Республику Алтай — 46-летнему председателю «Глонасса» Олегу Хорохордину (родился и работал в соседнем Алтайском крае).

Новый глава Калмыкии 38-летний Бату Хасиков — бывший сенатор от республики, а до последнего времени был советником главы Росмолодежи. Он же и самый колоритный среди новой генерации губернаторов: Хасиков — чемпион мира по кикбоксингу, а также основатель одной из крупнейших бойцовских промоутерских компаний Fight Nights.

Особняком в этом ряду стоит Оренбургская область, которой теперь руководит 40-летний Денис Паслер, опыта работы в федеральных госструктурах не имевший. Он ранее работал в правительстве Свердловской области, а затем — в коммунальном операторе «Т плюс», принадлежащем структурам олигарха Виктора Вексельберга.

На Западе тоже анализируют громкие отставки в России. Вот что пишет, например, журналистка австрийского издания Die Presse Ютта Зоммербауэр.

«Причина новых назначений — региональные выборы в сентябре 2019 года. Кремль ищет новые лица, чтобы обновить структуру власти на местном уровне и уменьшить недовольство населения нелюбимыми функционерами, — полагает Зомммербауэр. — Это российская традиция отправлять чиновников в регионы, которые являются для них белыми пятнами на карте страны: своего рода проверка их способностей и потенциала для других, более высоких должностей».

«С некоторого времени региональные выборы — не простая игра для Кремля. (…) В структурно слабых регионах вдали от Москвы накопилось множество проблем: безработица, бедность, коррупция, плохая инфраструктура и экология, — отмечает журналистка. — Избиратели все чаще дают Москве почувствовать их недовольство».