b_350_0_16777215_0_0_images_22003.jpgМорское образование в Астрахани

Морское образование – основа морского флота России. Астрахань правильно называют портом пяти морей. Но без морских кадров некому было бы и работать на флоте, и управлять им. Корни морского образования уходят более чем в двухсотлетнюю историю. Как бы ни назывались морские учебные заведения в Астрахани – мореходные классы, курсы, школы, техникумы, училища, филиалы (институты) – преемственность морского образования сохраняется из года в год. Это свидетельствует о том, что Астрахань и морское образование связаны неразрывно.

Это понимали во все времена все руководители, кто стоял во главе Астраханской губернии (области). На уровне руководства страной также понимали значение морского образования в Астрахани. Стабильную и стройную систему морского образования возвели на государственный уровень в 1944 году. Еще шли жестокие бои с фашистами, но все уже были уверены в нашей Победе, и руководство страны понимало значение подготовки морских кадров, которые заменят женщин, детей и стариков на флоте, создадут новый флот, будут на нем трудиться и им управлять.

Огромную роль для страны, морского флота, портовых городов и, в том числе, для Астрахани, сыграло постановление Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО) № 5311 от 5 марта 1944 года о подготовке кадров для морского флота, создании и реорганизации морских учебных заведений. В этом постановлении была отведена роль Астрахани – городу, в котором создается Астраханское мореходное училище. Через два года приказом Наркома Морского флота № 95 от 21 февраля 1946 года установлено, что 5 марта является Днём ежегодного празднования мореходных и высших мореходных училищ.  Этот день всегда был, есть и будет большим праздником для всех выпускников этих училищ, в том числе и Астраханского, в стенах которого ежегодно проводятся торжественные мероприятия, посвященные этому дню.

Несмотря на огромные потери морского флота и его кадров в Великой Отечественной войне, в которой он, как и весь советский народ, приближал Победу и в которой он сыграл большую роль, морской флот обновился и занял лидирующее положение на международном рынке. Флот не только пополнился новыми судами и грамотными кадрами, но и стал конкурентоспособным на международном рынке. Приближение фронта к Астрахани не остановило в городе подготовку морских кадров: продолжали работать учебные комбинаты и мореходные школы. Часть учащихся была направлена на фронт и для продолжения учебы в г. Баку. После окончания обучения большая часть курсантов возвратилась в Астрахань на флот уже молодыми специалистами.

Становление Астраханского мореходного училища было сложным и трудным. Все начиналось с нуля, т.к. все работали для фронта, для Победы. В октябре 1944 г. после приема трех групп курсантов: судоводителей, судомехаников и судостроителей – начались занятия. По окончании дневных занятий курсанты, вместе с сотрудниками, преподавателями и офицерами, создавали материально-техническую базу училища, необходимую для подготовки морских специалистов и офицеров запаса ВМФ. В этом большую помощь оказали Министерство морского флота, Астраханский обком КПСС, Астраханский облисполком. Все понимали значение подготовки морских кадров для страны, в т.ч. и для Каспийского рейдового государственного нефтеналивного пароходства «Рейдтанкер», Управления дноуглубительных работ, судоремонтных судостроительных заводов и других предприятий, и организаций города и области.

К 1985 году Астраханское мореходное училище было одним из лучших среди средних специальных учебных заведений не только города, но и в ММФ. Стабилизировался преподавательский и офицерский состав. У судоводителей преподавали капитаны дальнего и малого плавания, штурманы дальнего плавания и другие опытные специалисты.  Механиков обучали механики 1 и 2 разрядов, специалисты, хорошо знающие свое дело.  Судостроительная, а затем судоремонтная специальность являлась базовой для подготовки кадров морского флота и судоремонтных, судостроительных заводов.  Во время лабораторных работ курсанты - механики и судоремонтники работали в мастерских училища, каждый на своем станке, верстаке, сварочном аппарате и т.д. Судоводители проходили практику в пароходствах и портах ММФ СССР, а первую практику они проходили на паруснике «Товарищ» или других парусных судах, под контролем преподавателей училища.

Большое внимание уделялось политическому и военно-патриотическому воспитанию курсантов. Они должны были проходить подготовку по программам офицеров запаса ВМФ, находиться на полном государственном обеспечении, проживать на казарменном положении, носить установленную для них форму одежды, выполнять утвержденный распорядок дня.

Реализация программ подготовки офицеров запаса ВМФ, организация внутреннего порядка, внутренней службы и воспитание курсантского состава были возложены на офицерский состав Военно-морского цикла (ВМЦ), который комплектовался кадровыми офицерами, имеющими большой опыт службы в Военно-морском флоте.

Базовые специальности в АМУ (судоводительская, судомеханическая и судоремонтная) были наиболее близки к военно-учетным специальностям офицеров ВМФ. Выпускники после окончания училища не только работали на флоте, но и являлись качественным мобилизационным ресурсом командных кадров ВМФ. Некоторые из них посвятили себя службе в ВМФ, занимая различные командные должности. Условия проживания, труда, быта и отдыха курсантов АМУ были максимально приближены к условиям работы на морских судах. Курсанты были объединены в учебные роты во главе с кадровыми офицерами ВМФ, входящими в состав Организационно-строевого отдела (ОРСО) ВМЦ.

Воспитательная работа с курсантами, проводимая офицерами ОРСО, строилась с учетом специфики производственной деятельности выпускников. Она была направлена на формирование у курсантов высокой общей культуры, нравственности, патриотизма, стремления к получению курсантами глубоких теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности, а также выработку качеств, обеспечивающих их успешную работу в сложных условиях морского плавания. Это, прежде всего, коммуникабельность, умение переносить, не теряя работоспособности, качку, штормы и многое другое, что не всегда необходимо иметь и уметь выпускникам других учебных заведений.

Преподавательский состав и сотрудники носили установленную для них форму одежды со знаками различия в соответствии с занимаемой должностью. Взаимоотношения между командованием, сотрудниками и курсантами строились по четко определенной иерархической структуре. Подобная система подготовки командных кадров флота была продиктована не только спецификой и трудностями службы на морских судах, но и необходимостью успешного решения специальных задач, поставленных перед морским транспортом на особый период, когда суда, где бы они ни находились, вместе с экипажами передаются в ведение Военно-Морского флота для осуществления совместных операций. 

Опыт двух мировых войн, холодной войны и вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что экипажи гражданских судов не только привлекаются к перевозкам в военных целях, но и сами становятся участниками боев. Ведущие страны мира не отказываются от привлечения гражданских судов и их экипажей, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, к использованию в операциях военного командования.

За прошедшее время Астраханское мореходное училище подготовило и выпустило более 15000 молодых специалистов морского флота, не считая заочного и вечернего отделения. Училище ежегодно получало информацию о работе и быте своих выпускников. О том, что они достойно представляли Астраханское мореходное училище, говорит то, что выпускники впоследствии становились капитанами судов, в том числе и крупнотоннажных, главными и старшими механиками, руководителями заводов, предприятий, колхозов, работали и в структурах ММФ и др.

Училище всегда находило необходимую поддержку у руководства области и города, и само никогда не стояло в стороне от забот и просьб  области и города. Все понимали, что совместными усилиями готовятся не только морские кадры, но и воспитываются достойные патриоты своей Родины.

К сожалению, бесконечные реформы не могли не коснуться и Астраханского мореходного училища. Много раз выдвигались разные предложения передать училище в другие ведомства. Но каждый раз его удавалось сохранить.

Наступил «Ельцинский период», и пошла ликвидация учебных заведений. Поступило указание – военную подготовку закрыть, училище ликвидировать, весь преподавательский состав распустить. Повезло, что весь огромный фонд передали в Горьковский институт МРФ и Астраханскому речному училищу, т. е. два учебных заведения соединили в одно.

Повезло и Каспийскому институту морского и речного флота в том, что руководителем была назначена Карташова Ольга Ивановна. Она не только сохранила училище, но очень много сделала для того, чтобы институт стал одним из лучших учебных заведений в Астрахани. Будем надеяться, что выпускники будут также ежегодно 5 марта встречаться в своих родных стенах.

Поздравляем всех бывших сотрудников училища и бывших курсантов с нашим праздником, Днём мореходных училищ!