04003Способно ли современное образование помочь преодолеть кризисные явления в духовной жизни нашего общества?

Эта статья посвящена проблеме взаимосвязи современного буржуазного общества с его важнейшей подсистемой - народным образованием. Поскольку Россия стала сегодня на путь буржуазного развития, то, соответственно, в таком же направлении движется и система нашего образования. Оно, как мы увидим дальше, характеризуется односторонним, ограниченным, поверхностным, иллюзорным подходом в работе с учащимися, что отрицательно сказывается на общем материальном и духовном благополучии общества.

Посмотрите, с чем нам чаще всего приходится сталкиваться в повседневной жизни? Повсюду мы видим и слышим о происходящих безобразиях в работе государственных и частных предприятий, о мизерных зарплатах и пенсиях, о бездействии должностных лиц, не принимающих никакого участия в решении насущных человеческих проблем. Постоянно узнаём о различных конфликтах народа и власти, о технических катастрофах и автомобильных авариях на дорогах с многочисленными жертвами, не перестаём удивляться разным мошенникам, колдунам, экстрасенсам, ловкачам, умеющим проделывать свои мелкие тёмные делишки и при этом во многих случаях выходящими совершенно сухими из воды и остающимися безнаказанными. По всем каналам отечественного телевидения и радио нам сообщают о повсеместном хулиганстве, коррупции, терроризме, прочих административных и уголовных преступлениях, совершаемых против гуманности и человечности. Почти везде и всюду мы встречаемся с хамством, с чиновничьим равнодушием, неуважением человека к человеку. Словом, многое, что вызывает у нас тревогу и озабоченность, представляет собой типичные признаки острых кризисных явлений в нашем обществе, профессионально не управляемого и развивающегося в основном стихийно. Обвинять в данном полномасштабном кризисе можно только существующую у нас систему образования, демонстрирующую неспособность практически решать ни одну общественную задачу или проблему, работая с учащимися.

Размышляя над тем, что сегодня происходит в духовной жизни общества, автор приходит к выводу, что одной из наиболее существенных причин, ведущей к социальным кризисным явлениям, является сложившееся в далёком прошлом недоверие к образованию вообще, а именно к его отстранённости от реальных проблем человеческой жизни. То же самое относится и к современному образованию, отчуждённому и независимому от реального человеческого мира. В настоящее время в управлении российским образованием особенно резко превалируют волюнтаристско-бюрократические мотивы, откалывающие существующий учебный процесс от формирования рационального творческого мировоззрения учащихся, сводя его полностью к схоластическому, демагогическому виду их обучения.

Вокруг такого вида обучения по сути дела выстраивается вся проблематика образования человека и формирование у него идеалистического буржуазного мировоззрения. Отсюда вполне естественно иррациональное мышление учащихся, постоянно находящихся в эпицентре бунта против разума, и идущее от разума к мифореальности. А это и есть первый симптом духовного обнищания молодого поколения, становящегося на путь религиозного буржуазного дурмана, что, в конце концов, грозит гибелью всему человечеству. Большинство современной молодёжи и даже представителей старшего поколения так и живёт, признавая себя либо просто за адекватно думающих людей, либо за прогрессивных мыслителей. Однако адекватны и прогрессивны они лишь постольку, поскольку отходят от линии рационализма и в ряде пунктов приближаются к идеалистическому натурализму. Не потому ли подавляющее число из них живёт под гипнозом внешнего блеска капиталистического процветания? Между тем буржуазная действительность не так проста, как это кажется многим на первый взгляд.

Во-первых, буржуазное образование цивилизованных стран Европы, когда-то давшего мощный толчок развитию научно-технического прогресса, стало сегодня буквально на глазах широкой публики терять свою разумность, поскольку в громадном количестве производит никому не нужные на длительный срок дорогостоящие вещи и даже некоторые продукты питания.

Во-вторых, научно-технические открытия и изобретения в настоящее время становятся одно чудеснее и фантастичнее другого и как из рога изобилия сыплются на человечество. То есть налицо явные признаки научно-технического прогресса. Однако странный какой-то этот прогресс. Будучи призван сделать человеческую жизнь обеспеченной и безопасной, он не только не достигает этой цели, но, вопреки здравому рассудку, дает результаты прямо противоположные, превращая каждого человека, вопреки всякой логике, в слугу и раба вещей.

Повседневностью становится такое нелепое явление, как кризис перепроизводства: общество страдает не оттого, что ему недостает некоторых вещей или продуктов, а оттого, что слишком много их производит, что здравому уму совершенно непостижимо. И реально нецелесообразно. Для разумного производства правильным выходом из вещевого кризиса должно служить долгосрочное планирование и недопущение излишка вещей, нежели их перепроизводство. Современный человек начинает чувствовать себя живущим как бы одновременно в двух измерениях: одно — это старый привычный мир здравой логики и причинно-следственных отношений, где все происходит согласно старому доброму разуму; второе же — какой-то жуткий алогичный, индетерминистский мир, постоянно соседствующий с рациональной обыденностью бытия и соединяющийся с ней в самые причудливые и фантастические сочетания.

В конечном итоге, испытывая на себе все прелести научно-технического прогресса, некоторые люди начинают постепенно понимать, что он привёл лишь к более развитой цивилизации, но отнюдь не сделал ни их самих, ни всё человечество более счастливыми. У мыслящих людей может возникнуть закономерный вопрос: почему такое может быть? А потому, что в самом научно-техническом прогрессе скрыто основное внутреннее противоречие, о котором надо всем знать и в котором надо всем разобраться.

Если для одних людей научно-технический прогресс есть движение вперёд, где становится много всего: фабрик, заводов, самолётов, компьютеров, смартфонов, других чудес техники, то для других людей это вовсе не прогресс, потому что он не приносит им душевного покоя, искренней радости, ощущения полноты жизни. Многие от него только страдают, болеют, чувствуют себя одинокими, ущербными среди других. Поэтому вопрос: «А большей ли будет сумма радостей относительно суммы человеческих страданий?» остаётся открытым, и каждый решает для себя сам, в чём он больше всего нуждается. Кто из людей хочет больше всего понять, в чём состоит смысл жизни, честь, достоинство, совесть, ответственность? Кому из них вдруг понадобится разобраться, какой должна быть дружба, любовь, забота, тепло, внимание, каким должно быть человеческое счастье, здоровье, уважение и в чём проявляются другие прекрасные человеческие отношения?

Этим людям научно-технический прогресс ничего из этого, конечно, не даст. И тогда потребность в нём у них исчезнет. Те же, кому он пока приносит пользу, облегчает им труд, быт, не перестанут искать в нём своё обыденное счастье, своё утешение и оправдание, независимо от занимаемого ими социального положения в обществе.  Но при этом с моей стороны было бы непростительным легкомыслием не сообщить всем, что научно-технический прогресс никогда не позволит буржуазному обществу, а значит, и образованию, достичь общественных идеалов и общечеловеческого счастья. Реальность буржуазного превратного мира весьма ущербна буквально во всех отношениях, что позволяет классифицировать почти всех реально живущих в нём людей обладающими мифологическим мировоззрением, незнающими своего исторического будущего. Отсюда берёт начало и буржуазное мифологическое образование, ущербность которого также очевидна, как и у самого буржуазного общества. Современный капитализм готов воспроизводить только то, что даёт ему одностороннее образование, изготавливающее по шаблону бюрократическое своеволие. В этом и состоит принципиальная сущность капитализма, остающаяся всегда неизменной, и потому неспособной к прогрессивному развитию. В результате капитализм не считается полноправной общественной структурой, утратившей своё счастливое будущее, и ориентируется в своём идеалистическом мировоззрении только на себя. Именно идеалистический характер развития капитализма, лишенного будущего, свидетельствует о его принципиальной враждебности историческому социальному творчеству масс, вследствие чего буржуазное общество становится принципиально несвободным, не имеющим доступа к свободе. Отсюда те лабиринты, по которым бродит буржуазное общество в поисках решения проблемы свободы, и неизбежные тупики, в которые заводит этот поиск. Единственное общество, создающее необходимые условия для творчества масс, стремящихся к подлинному царству свободы, это коммунизм, первой фазой которого являлся социализм, состоявшийся у нас в стране после социалистической революции.

Отличие от капитализма является результатом целенаправленного творчества, а это значит, что советский народ не стоял на месте, а строил своё новое, более прогрессивное будущее, в то время как капитализм постоянно воспроизводит своё старое буржуазное общество безудержного произвола и не смотрит в сторону социализма и коммунизма. Лишь социалистическая революция кладет конец господству стихийных законов общественного бытия и открывает простор для адекватного прогрессивного развития человечества, осознающего свою историческую необходимость в новом справедливом обществе. Социализм, тем самым, впервые приводит к тому, что человек теперь, в известном смысле, окончательно выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие.

А это и есть, согласно величайшему научному пониманию Маркса, «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы».

Вот о том, какое общество можно считать прогрессивным, а какое - регрессивным, и какое при этом развивается образование, я предлагаю вам прочитать мою книгу, которая адресована всем тем, кто интересуется проблемами современного капитализма и современного образования.