По его данным, в 1998 году в стране было 22 миллиона школьников. «У нас часто забывают, что главный человек в школе - ученик, а не учи­тель. За последние десять лет число школьников уменьшилось на 40%, а учителей - лишь на 20%. Это значит, что школа начинает выполнять соци­альную роль не по отношению к детям, а по отно­шению к учителям. Сегодня попадание к хорошим педагогам в хорошую школу - залог удачной судь­бы человека. Моя позиция до банальности про­ста: чтобы создавать хорошие школы, необходи­мо передавать их в руки хороших управленцев», - сказал глава Минобрнауки.

В Интернете появилась масса откликов педа­гогов в связи с этим заявлением.

Вот что пишут некоторые из них:

«А как же тогда постановление, которое ука­зывает, что классы должны быть не менее 25 че­ловек? У нас уже такие классы с 2008-2009 года. В нашем классе, например, 34 человека, парты с трудом помещаются. Давайте ещё сократим, что­бы в одном классе было не менее 50 учеников, а часть парт пусть стоит за дверью класса, в кори­дорчике!»

«В саду у нас 30 детей (2 группы). На каждой группе по 2 воспитателя плюс учитель-логопед, учитель-дефектолог, няня дневная, ночной вос­питатель. Фурсенко, видимо, решил нас сделать педагогами-универсалами. Например, почему бы дефектологу не быть одновременно и воспитате­лем, и логопедом, и няней, и заодно медсестрой? Я - и жнец, и на дуде игрец! Только зарплата у меня - как у дворника. Ставки сокращают, а учи­тель должен получать зарплату за одну ставку, а работать на две. У простых людей, господин Фур­сенко, да будет Вам известно, так же, как и у Вас, только 24 часа в сутках».

«У нас в классах по 33 ученика! Что еще при­думают наши чиновники в год учителя? А себя они не хотят сократить на 90%?»

«Если сейчас уволить 200 000 учителей, то через несколько лет не удастся набрать такое же количество оных. На такую зарплату молодежь в школу не заманишь. А те, кого уволили, после про­должительного «отдыха» от школы, поймут, нако­нец, что жизнь за пределами «школа-дом» не ме­нее интересна! И вряд ли они захотят и смогут вернуться в этот замкнутый круг, круг нищеты, лжи, бумаготворчества!»

«Сегодня собрание у нас было в школе. Го­споди, бедная учительница! До слёз её было жал­ко! При обсуждении количества сдаваемых ро­дителями денег в родительский комитет она вы­шла за дверь и пребывала там до тех пор, пока мы её не позвали. В класс купили обогреватель, но учительница не вытаскивала его из шкафа до тех пор, пока мы, родители, не пришли на собра­ние и не сделали это сами. Пояснила нам, что мы можем прийти к ней после уроков и обсудить пра­вомерность поставленной ею оценки нашим де­тям. Когда это такое было? То есть учитель зажат в угол и даже не имеет права самостоятельно оце­нить знания своих учеников! Любой родитель име­ет право прийти к нему и утверждать, что его ре­бёнок гениален, а учитель просто его не любит, обижает и издевается. Кому не лень имеют пра­во вытирать ноги об учителей! Некоторые родите­ли возмущались, когда учительница сказала, что если ребёнок болеет, то ответственность за овла­дение знаниями, которые давались ему в период болезни, несёт родитель. Мир сошёл с ума! Что же, учитель должен ещё и на дом ходить? И в своё свободное время за здорово живёшь с ребёнком «догонять» остальных?»

«Ну, сократим учителей. Ну, достигнем крат­ковременной экономии на образовании, пока су­ществует демографическая яма. А в статье ска­зано, что рост начнется к 2015- 1016 г . За эти 5-6 лет сокращенные учителя найдут себе другое за­нятие, дети будут сидеть в переполненных клас­сах, а школы, которые не будут набирать необхо­димого количества учеников, всего лишь повторят судьбу детских садов, вокруг которых несколько лет назад была такая шумиха. Надо ли экономить сейчас, если потом придется выложить гораздо большую сумму для исправления положения?!»

«Вообще-то, Фурсенко министр ОБ­РАЗОВАНИЯ или ЭКОНОМИИ, уничто­жающей ОБРАЗОВАНИЕ? У нас и так на образование - 3,5% бюджета страны, в Южной Корее – 20%. Зарплаты лучше не сравнивать…»

«Учителя, бюджетники! Не пора ли объединиться и сократить Фурсенко? У него одно заявление хлеще другого. То 100 тыс. преподавателей вузов сокра­тить, то 200 тыс. учителей. Гораздо про­ще для страны сократить одного чело­века, позволяющего себе такие безот­ветственные заявления».

«А чему тут удивляться? «Всюду деньги, деньги, деньги. Всюду деньги, господа!» 200 тысяч учителей, 150 ты­сяч офицеров брошено под каток «мо­дернизации». Во какие деньжищи сэко­номим! Государство с удовольствием стремится к освобождению от своих не­профильных активов -от людей, верой и правдой служащих ему».

Читаю я все эти горестные, ироничные, злые комментарии и отклики - и мыслю: может, пора уже и всеобщее среднее образование отменять? Зачем оно нужно? Выпендриваться перед загра­ницей? Достаточно всеобщего начального обра­зования. Тогда учителей можно сократить ещё на 70%. Классы укрупнить до пятидесяти человек и даже больше. Высвободившиеся здания школ продать под супермаркеты и банки. А вырученные деньги пустить на строительство тюрем для несо­вершеннолетних бездельников и нарколечебни­цы для них же. Часть вырученных средств мож­но выделить на пропаганду образования, здоро­вого образа жизни и применения презервативов…

В своё время с подачи «Единой России» были сокращены лесники - результаты все ощутили этим летом.

Соглашатели или молчальники из ЦК профсоюза как в рот воды набрали: призванные отстаивать социальные права учительства, они подобостраст­но заглядывают в рот правителям, а само учительство, униженное, зачум­ленное, ждёт, когда ему, учительству, кинут кость - подачку в размере 1000 ру­блей. Неужели даже эта, вполне реаль­ная опасность, нависшая над учителя­ми, не подвигнет их на протестные дей­ствия?

«Цинизм ситуации в том, что на протяжении последних лет подготовкой учителей и препода­вателей никто всерьез не занимался. Думаю, что и сейчас ничего не будет сделано в вопросе трудоу­стройства такого огромного количества людей, что в условиях безработицы станет серьезной соци­альной проблемой, – заявил член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. – Когда дети в нашей стране практиче­ски остаются безнадзорными, когда цифры по си­ротству достигли колоссальных величин, разба­заривать учительско-преподавательский ресурс просто нерационально, тем более, что сокраще­ние учителей на практике повлечет за собой со­кращение школ.

Я считаю, что экономия от отставки одного министра образования и его дальнейшего трудоу­стройства будет выше, нежели чем обойдется тру­доустройство 200 тысяч сокращенных учителей».

Присоединяюсь к мнению академика. Но в одном ли Фурсенко всё дело?..

Геннадий РОСТОВСКИЙ