Это было в те далёкие до­брые времена, когда обком КПСС решил собрать своих пропагандистов и других работников идеологическо­го фронта области на трёх­дневный семинар перед началом нового учебного года в сети партийного по­литпросвещения, который, как обычно, начинался 1-го октября каждого года.

Стоял тёплый август 1964 года. К десяти часам утра участники се­минара со всех сторон стекались к дому политпросвещения.

Среди слушателей были дав­ние друзья, Шамиль и Борис. Они, часто общаясь между собой, до­веряли друг другу тайны личной жизни.

Шамиль, сидевший рядом с Борисом, толкнул его в локоть: «Обрати внимание на ту девушку, которая сидит через ряд».

- Вижу, симпатичная брюнетка, и что?

- Она мне очень понравилась, хочется познакомиться, но не знаю как. Всё в ней мне нравится: глаза, волосы, она жизнерадостна, ак­тивна.

- Чем же я тебе могу помочь?

- Да, ничем, конечно.

- Тогда действуй сам смелее, у тебя получится.

- В том-то и дело, что-то смело­сти не хватает, - сказал Шамиль.

После окончания первого дня занятий сплошным потоком выхо­дили слушатели, Шамиль поста­рался выйти раньше всех и ждать её на улице.

Вот и она с группой мужчин и женщин. Все они направились по ул. Советской в сторону Кремля. Шамиль шёл поодаль, чтобы не потерять её из вида.

На улице Кирова её попутчики стали расходиться в разные сторо­ны, а она через Братский садик на­правилась к кремлёвскому спуску. Шамиль приблизился к ней, шёл молча, от волнения не знал, с чего начать разговор. Времени оста­ётся совсем немного, впереди го­стиница «Астраханская», куда она направляется, и он, смело шагнув вперёд, сказал:

- Здравствуйте, девушка!

- Здравствуйте, - ответила она, обернувшись, - что-то я вас не знаю, или вы с каждой встречной здороваетесь?

- Нет, я только с вами, я вас знаю с самого утра, и вы мне очень понравились.

- Вот как, так бывает только в сказке, молодой человек.

- Иногда и сказка превращает­ся в быль, вот я и хочу, чтобы так и было.

- Вы романтик, философ?

- Нет, я простой школьный учи­тель истории.

- Вот кто вы.

- Вы просто фантазёр, кстати, как вас зовут?

- Шамиль, а вас?

- Виктория.

- Вот и познакомились, наде­юсь, что это знакомство станет на­чалом нашей дружбы в будущем, вы согласны?

- Вы слишком самоуверенны, какая может быть дружба в буду­щем. Через два дня я сяду на по­езд и больше меня не увидите, забудете о моём существовании, так что напрасно всё это, молодой человек.

- Если в наших сердцах появит­ся чувство близости друг к другу, то никакие расстояния не помеха.

Шамиль был доволен, что она активно вступала в разговор и от­крыто не отвергла его намерение дружить с ней, только выразила сомнение в её возможности в бу­дущем.

Теперь ему надо развеять это сомнение.

Увлечённые разговорами, они не заметили, как дошли до гости­ницы. У входной двери Шамиль обратился к Вике: «Можно зайти посмотреть, как вы устроились, и вообще я никогда не был внутри, не видел, какие там номера.

- Можно только ненадолго.

- Когда скажете, тогда и уйду.

Полутора часовое пребывание Шамиля в гостинице помогло их дальнейшему взаимопониманию и сближению.

По пути домой он думал толь­ко о ней, о прошедшей встречи и о том, как пройдут оставшиеся два дня.

В третий день семинара слу­шателей отпустили после обеда, чтобы приехавшие из сельских районов имели возможность погу­лять по городу, сходить на концер­ты, в кино, театр. В этот день Ша­миль пробыл с Викой до вечера, а вечером поехал с ней на вокзал, чтобы посадить её на поезд. Со­став стоял на первом пути, пасса­жиры садились в вагоны, а им не хотелось расставаться, стояли до самого отхода поезда. Когда поезд тронулся, Вика, подбежав к вагону, легко прыгнула на ступеньки, а по­том скрылась за спиной проводни­ка.

Но вот она появилась у окна. Помахав рукой, улыбнулась. Ша­миль бежал вдоль перрона пока не потерял её из вида. Он остановил­ся и долго смотрел вслед ушед­шему поезду. Его охватила жуткая тоска. Побрёл обратно, зашёл в зал ожидания, не спешил уходить домой, сел, чтобы вспомнить, пе­реосмыслить всё произошедшее за последние три дня.

Вернувшись домой, не находил себе места, ходил из одной комна­ты в другую, будто искал кого-то. Не стал ужинать, лёг спать.

Неожиданно для себя встал с постели и впервые в жизни напи­сал романтические стихи о люби­мой.

После разлуки часто перепи­сывались, потом были встречи у неё и у него в Астрахани.

Через год она сообщает ему, что у них будет ребёнок.

Шамиль обрадовался, он ду­мал, что теперь она переедет к нему в Астрахань. Как бы он её ни упрашивал ускорить переезд, она не спешила, мало того, решила уе­хать к родителям в Среднюю Азию. Звала Шамиля с собой. Она была уверена, что он поедет с ней. Ехать или не ехать? Ехать, значит рвать свои корни, расстаться со своими родными, близкими, с краем, где родился и вырос, оставить рабо­ту, квартиру. С другой стороны так просто не хочется расставаться с любимым человеком и будущим ребёнком.

Его мучила неуверенность в будущем. Ведь она была на 15 лет моложе его. Он гадал, что будет лет через 20, не останется ли оди­ноким на чужбине. А Вика продол­жала его уговаривать ехать с ней. Тогда он берёт отпуск и едет. Хоть ненадолго, лишь бы быть вместе с ней.

Родители и другие родственни­ки Вики оказались исключительно доброжелательными, тактичными людьми, с радушием приняли Ша­миля. За всё время пребывания его там никто из них не задавал ему неудобных вопросов, касаю­щихся его взаимоотношений с Викой, а относились к нему, как к гостю. Вика сразу устроилась на работу.

Однажды группа ребят и дев­чат решила совершить поход в горы. Инициаторами были Вика и два её брата. Они уговорили Ша­миля пойти с ними. Ходили по жи­вописным долинам, по горам, не раз переходили в брод журчащие арыки с ледяной водой. Шамиль еле выдерживал холод, обжигаю­щий ноги, но не подавал виду. Там они собирали ягоды, ещё какие-то лакомства, любовались архарами, горными баранами с большими вьющимися рогами, прыгающими на огромной высоте со скалы на скалу. К вечеру на лужайке у арыка остановились на ночлег. Развели костёр, что-то на нём пекли, пели песни под гитару до поздней ночи, потом, высунув носы из спальных мешков, уснули, опьянённые аро­матом горных трав.

Это были незабываемые дни для Шамиля, он никогда раньше не был в горах.

Подошло время уезжать. Про­вожать Шамиля пришли родствен­ники Вики, её друзья. Только мать Вики перед уходом обратилась к Шамилю: «Когда ещё Вас ждать?»

Шамиль ответил: «Обязатель­но приеду, как будет возможность, и он приехал через год, только опять в отпуск.

За прошедший год в своих письмах и на переговорах она пы­талась вытянуть его к себе, а он её к себе, но никто из них так и не ре­шился на переезд. Вика, потеряв надежду на возвращение Шамиля, прервала беременность.

Тем не менее и на этот раз Вика и её родственники приняли Шами­ля по-прежнему радушно. Как и в прошлый раз ему было хорошо у неё, и он не заметил, как пролетел отпуск. Перед концом отпуска Ша­миль метался, не знал что делать. Ему не хотелось уезжать от неё, но и оставаться нельзя.

Пошёл на всякий случай в рай­ком партии, в райисполком узнать насчёт работы, но нигде ему ни­чего не предложили. Шамиль по­нял, что его приняли холодно, как чужака, поэтому нельзя надеяться на лучшее и в будущем. Тогда он твёрдо решил вернуться домой. При этом он никогда не терял на­дежды вновь встретиться с Викой, где бы это ни было.

После второго возвращения переписка между ними продол­жалась недолго. Она не стала от­вечать на его письма. Потом он узнал, что она вышла замуж.

Несмотря на это, Шамиль пытался восстановить связь, но тщетно.

Прошло долгих четыре года, когда все надежды рухнули. Вдруг приходит от неё письмо, где всего две строчки: «Шамиль, здравствуй, напиши мне, пожалуйста, если мо­жешь. Вика».

Шамиль обрадовался этой но­вости и сразу же написал. Ответа от неё ждать пришлось недолго.

Писала, что ушла от мужа, переехала в Подмосковье, в г. Чкаловск, недалеко от Звёздного городка космонавтов, приглашает Шамиля в гости.

Шамиль подумал: «Если за че­тыре года Вика не смогла забыть, значит, она любила искренне».

Он, досрочно взяв отпуск, летит к ней. Когда выходил из самолёта, так разволновался, что, спускаясь по трапу, не чувствовал ног своих.

У входа в аэровокзал с улыб­кой ждала его Вика. Он крепко об­нял её, как будто боялся потерять её снова.

Пребывание Шамиля в райском уголке Подмосковья, в городке Чкаловске, было похоже на сказку, превратившуюся в быль, о которой говорил он в первый день своего знакомства с Викой в Астрахани.

Вика брала Шамиля с собой в поездки к своим близким, друзьям в подмосковные города: Загорск, Пушкино и в Звёздный городок космонавтов.

Сосновый бор, чистый воздух, уютные города, рядом Москва, главное - любимый человек - всё это нельзя было забыть, и Шамиля всегда тянуло туда. С нетерпени­ем ждал очередного отпуска, и она очень ждала его приезда.

Как бы ни было хорошо с ней в Подмосковье, Шамиль так и не смог оставить свою малую родину. Так продолжали дружить и любить друг друга ещё двадцать лет.

Теперь, когда они давно уже на заслуженном отдыхе, с волнением вспоминают те далёкие августов­ские дни шестьдесят четвёртого, положившие начало большой люб­ви и дружбе, продлившейся более двадцати пяти лет.

Воспоминания о тех волни­тельных ожиданиях, радостных встречах, прекрасном времяпре­провождении возвращают их в не­забываемые дни молодости, кото­рые оставили неизгладимый след на всю их оставшуюся жизнь.

А.Я. ЖАКВАЛИЕВ