Встепи немало сёл с насе­лением в несколько тысяч че­ловек. Это центры бывших кол­хозов или совхозов.

Есть и совсем небольшие поселе­ния, где всего с десяток, иногда и того меньше дворов. Это бывшие фермы, бригадные станы.

Возникли они после войны. Первые поселенцы жили в землянках, потом начали строить мазанки из камыша и самана. Позже появились каменные дома. Семидесятые-восьмидесятые годы - время наивысшего расцвета степных хозяйств. Высокая цена на тонкорунную шерсть и арбузы чабанам и рабочим обеспечила высокий зарабо­ток. Хозяйства разбогатели. Провели электрический свет в поселения, ча­банские точки, бригадные станы.

В центре совхозов и колхозов при­шёл газ. Асфальтовая дорога соедини­ла их с федеральной трассой.

Благополучию степного населения пришёл конец с началом перестройки. За прошедшие двадцать лет всё неу­знаваемо изменилось.

Прежде на животноводческой точке жила семья, а часто две семьи, окружённые заботой и вниманием государства. Всё необходимое для жизни им привозили: воду, продукты питания, промтовары. Не забывала их социальная служба. Дети учились в школе и жили в интернатах на цен­тральной усадьбе совхоза или кол­хоза как у Христа за пазухой - всем обеспечивало государство.

Оказавшись брошенными на произ­вол судьбы, семьи бежали в большие и маленькие селения, где можно было найти работу и приемлемые условия для проживания и учёбы детей.

Пасти скот стали вахтовым ме­тодом. Точки чабанов погрузились во тьму. Банды мародёров алюми­ниевые провода ЛЭП сняли, сдали в металлолом.

Постепенно стали сниматься с на­сиженных мест и жители небольших сёл - бывших центров ферм. Воду надо возить издалека и стоит она дорого, де­тей учить негде, работы нет…

Нет звуков и красок прежней жизни даже в крупных сёлах - Бурунах, При­каспийском, Линейном, Басах, Про­мысловке и многих других. Отовсюду молодёжь уезжает в поисках работы не только в Астрахань - по всему свету.

В советские годы в степи занима­лись не только животноводством, но и орошаемым земледелием в огромных масштабах. Это вело к эрозии почвы, опустыниванию, сокращениию паст­бищных земель. Теперь фермерские хозяйства бахчеводов и растениеводов не в состоянии вести работы с прежним размахом. И слава Богу!

Но песчаные холмы - признак де­градации степи - появляются около прежних чабанских точек. Это след­ствие интенсивной эксплуатации зем­ли. У прежних чабанов кроме зимней квартиры была ещё летовка - загон для скота и шалаш - мазанка для лю­дей. Туда, пополнив стадо новым приплодом, налегке уезжали до зим­них холодов, давая отдохнуть земле у зимовки. Теперь этого нет. И ещё один важный нюанс. Раньше зимой скот не только выпасали, но и кормили с рук. Комбикормов, сена, сенажа, силоса - было вдоволь. Кормозаготовка была отраслью хозяйства.

Теперь такого нет и в помине. Оста­ётся одно: зимой и летом пасти и пасти на одних и тех же землях - рядом такой же бедолага - фермер.

У них, конечно, никакой техники нет. Не все имеют легковую машину.

Ведут жалкое существование.

Подняться им трудно. Слаба кормо­вая база. Точнее сказать, её вовсе нет. Сено, комбикорма стоят дорого. При­возят издалека такие же «безлошад­ные или однолошадные» фермеры.

В советские годы каждый колхоз, со­вхоз имел сенокосный участок в дельте Волги. В рулонах, тюках вывозили сено к местам зимовок. Дробили, превращая в муку, гранулы, брикеты. Всё это сда­бривали кормосмесью. Животные пое­дали без остатка. О тех днях остались одни воспоминания.

Единоличным хозяйствам такая работа не под силу.

Даже те, кто занимается только за­готовкой сена, продают его без перера­ботки. И в таком виде тонна сена стоит три-четыре тысячи рублей.

При таких ценах даже небольшое стадо не обеспечить сеном в достаточ­ном количестве.

Нынешняя зима многих обанкро­тила. На своих точках, как на необи­таемом острове, оказались отрезан­ными от мира, никому не нужными.

Опыт прошлых лет надо вернуть. Заготовкой грубых кормов необходимо заниматься круглый год специализи­рованным бригадам в каждом районе. Эти корма нужно ещё доставить к ме­стам зимовок бесплатно, если государ­ство желает население РФ обеспечить мясом, молоком и т.п. Такая поддержка позволит увеличить поголовье, под­нять продуктивность, рассредоточить территориально, т.е. равномерно ис­пользовать имеющуюся землю.

Речь идёт о самом простом: не се­ять, не пахать, не выращивать. Всего лишь скосить, что растёт без нашей опеки.

Если правительство не в состоянии решить даже такие «проблемы», то сто­ит ли задавать более трудные вопро­сы.

Без кормов (в ассортименте) все наши начинания обречены на провал.

Где элитные козы г. Сарычева. Возили их самолётами из Голлан­дии, тратя деньги налогоплательщи­ков, т.е. наши с вами.

Где элитные коровы г. Тарасеви­ча. Их тоже возили издалека - из Гер­мании.

Может, нас страусы спасут?

Есть и такие фермы. Пусть каждый экспериментирует, как хочет. Но госу­дарство обязано прежде всего поддер­живать веками проверенное, традици­онное, уделяя внимание и новациям. И всегда на определённых условиях - с возвратом продуктами.

Сколько в области безработных, сколько работоспособных пенсионе­ров, инвалидов. Каждый из них может заняться посильной работой.

Сейчас власть увлеклась органи­зацией досуга пенсионеров. Учат поль­зоваться компьютером, проводят поси­делки - чаепития и т.д.

Но наряду с этим следовало бы каждому предлагать и работу.

Например, в теплице. В совхозах и колхозах в прошлом веке трудились в большинстве пенсионерки. Теплицы должны быть в каждом селе. В Лиман­ском районе, пишут, строится теплич­ный комплекс, как у нас любят говорить, не имеющий аналогов в мире. Пусть так.

Но туда не поедут из сёл других рай­онов. Что делать людям в Алтынжаре, Бахтемире, Джакуевке, Сероглазке?

Где-то воды мало - придумали ка­пельное орошение, где-то земли не хватает - сеют под сенокос травы, многолетние культуры. У кого нанотех­нологии используются, гидропоника - выращивание овощей без почвы, на питательных растворах. У нас всего много. Одна шестая часть обитаемой суши!

И это на 140 миллионов человек.

Конечно, мы можем жить, как жили и до нас. Заниматься подсечным земле­делием, кочевым скотоводством…

Случайно ли НАТО всё ближе под­бирается к нашим границам?

Нас пока никто не теснит, нам пока никто не мешает.

Мы сами не можем организовать труд, обустроить свою жизнь.

И это очень обидно.

Наличие зажатой со всех сторон, отсталой, сырьевой страны выгодно, необходимо для развитых стран. Их процветание и объясняется нашей от­сталостью.

Представьте, не будь России, куда бы сплавил свой ширпотреб, весь фальсификат Китай, где бы нашли столько едоков ножкам Буша, кто бы ездил (да ещё благодарил и радовал­ся) на старых машинах Германии, США, Франции, Англии…

Конечно, что-то надо ввозить. Бана­ны, например. Но полностью обанкро­тить село, всю лёгкую промышленность много ума не надо.

Нынешнее жалкое положение Рос­сии, одичание её населения некоторые «учёные» объясняют переходным пе­риодом её экономики, становлением российского капитализма.

В подтверждение своих гипотез ссылаются на исторические факты. Так было, мол, в Англии, Франции, Голлан­дии и т.д.

Но наши страдания происходят в окружении процветающих стран с раз­витой экономикой, при наличии огром­ного опыта по организации хозяйствен­ной деятельности. И сами мы начинаем новую систему отношений не на пустом месте.

Ни свой, ни чужой опыт нам не по­служил уроком.

Иногда думаешь, если революцию в России спровоцировали извне, как утверждают либеральные СМИ, то и становление капитализма проходит под контролем определённых кругов «дружественных стран». И нынешнее предынфарктное состояние с инсуль­том в перспективе расписано в сцена­рии тех «худруков»?

Чем дальше продлятся судорги России, тем выгоднее окружающим её развитым государствам: есть куда сли­вать помои.

Зарубежные источники утвержда­ют (может наговаривают?), будто рос­сийские чиновники хранят наличные в швейцарских банках. Триллионы ру­блей!

Но мы и без тех источников воочию видим, как многие убегают за границу с награбленным. А некоторые баланси­руют: бизнес в России, а движимое и не­движимое там. Каждый «уважающий» себя чиновник, бизнесмен учит наслед­ников в вузах Англии, Франции, США. Оскудели недра России, не рождаются собственные Платоны и Невтоны.

Осмотрительными оказались чи­новники наши, жиреющие за счёт бом­жующего населения.

Россия слабоуправляемое государ­ство, с непредсказуемым будущим. Это подтверждается поведением госчинов­ников и олигархов. Законы благоприят­ствуют их процветанию.

Бедный Шурман. Он, верно, хотел проверить себя: тварь он дрожащая или право имеет… как чиновник.

Я не за то, чтобы сажали всех.

Достаточно конфисковать «непо­сильным трудом» нажитое и отлучить от кормушки. Но кто это сделает? Сама по себе система не изменится.

Это сделают те, кто стоит на бирже, те, кто месяцами не может получить заработанное, те, кто «ожирел» от всё «растущей» пенсии. Но народ - трава. Нужен ветер.

Патриотически настроенная часть общества, неравнодушная к судьбе Отчизны, должна осознать всю серьёз­ность положения.

Существующие партии должны объединиться и создать оппозицию «Единой России».

Нельзя свою судьбу, судьбу страны доверять вождям.

- Я сам - говорит растущий ребёнок. Да и мы, народ России, вроде бы уже не маленькие. Только мы сами. И никто другой.

Х. САРБАЛАЕВ ,
п. Кр. Баррикады