Людмила Васильева и Илья Демидович Ваулины родились в конце 30-х годов. Их родители погибли в годы Великой Отечественной войны. Воспитывались в детском доме. Коллективизм, общественная активность присущи им с детства.

Многие десятки лет добросовестно трудились. Обоим присвоено звание «Ветеран труда». Людмила Васильевна более 37 лет работала в администрации Кировского района, заслуженный работник Кировского района. Илья Демидович – Почётный донор России.

Жили они по адресу: Набережная 1 Мая, 7. В этом же доме, но в другой квартире жил сын с женой и тремя детьми. Были просторные квартиры, благополучный семейный быт.

Пожар

Но 5 июня 2006 года произошла трагедия: пожар в этом многолюдном доме.

Ваулины спасали, что могли. В этот день пропал сын Ваулиных, отец трёх детей. Что с ним случилось? На этот вопрос не может ответить никто. Он числится пропавшим без вести уже три года.

Остались Ваулины и Козловы (семья сына), на улице без крыши над головой, с кое-какими спасёнными от огня вещами. Куда-то запропастился паспорт Людмилы Васильевны.

Как выяснилось позже, он оказался у соседки, но она потребовала за его возврат три тысячи рублей. С погорельца! Когда такое было на Руси?! Денег у Людмилы Васильевны таких не было, а без паспорта она не могла даже пенсию получить. Обратилась в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве. При разбирательстве соседка-хищница заявила: «Да не вымогала я, просто хотела посмеяться над Ваулиной (над человеком, потерявшим всё, даже сына)». Паспорт вернула. Никакого наказания не понесла любительница посмеяться.

Временное жильё

На следующий после пожара день Людмила Васильевна обратилась к главе администрации Кировского района с просьбой помочь с жильём.

8 июня 2006 г. (через два дня после пожара) глава администрации Кировского района ходатайствует перед мэром г. Астрахани о предоставлении жилплощади погорельцам.

Господин Боженов накладывает резолюцию: «Предоставить жилую площадь Ваулину И.Д. и Ваулиной Л.Д. с учётом дополнительной площади, на которую имеет право Ваулина Л.Д. по заболеванию в соответствии с постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.04».

Нужно заметить, что Людмила Васильевна инвалид с 1957 г. С 1985 года поставлена в льготную очередь для улучшения жилищных условий.

Резолюция есть, жилья нет. Прошёл август, подходит зима. Новый глава администрации Кировского района г. Золотов предлагает: «Вселяйтесь в освободившуюся однокомнатную квартиру временно. С льготной очереди мы Вас снимать не будем».

Квартира освободилась, потому что умер человек, глубокий инвалид, которому она принадлежала по договору социального найма. Квартира была очень запущена. Обещали сделать косметический ремонт, заменить сантехнику. Ремонтировали так, что больше навредили.

На сегодняшний день в квартире разбитый унитаз с подтекающим сливным бачком. Сверху на кухне и в ванной тоже течёт, того и гляди рухнут потолки. То ли соседи сверху виноваты, то ли в межпотолочные перекрытия вода откуда-то попадает.

Было предложено оформить на мужа договор социального найма на эту квартиру. Но потом и.о. начальника Управления по жилищной политике сообщила, что договор оформят после принятия решения о сгоревшем доме. Вероятно, решают до сих пор, потому что счета на оплату ЖКУ до сих пор приходят на имя умершего пять лет назад Ушакова, а Ваулины нигде не прописаны.

За Людмилу Васильевну ходатайствовали перед г. Боженовым председатель комитета по здравоохранению Квятковский, заместитель мэра Магерамова, депутат ГДАО Кукушкин, председатель ГДАО Клыканов, но равноценная квартира, которая ей положена по закону, до сих пор не предоставлена.

Людмила Васильевна написала запрос в прокуратуру: «Почему квартира, в которую их вселили, до сих пор числится за умершим?»

На этот запрос и.о. начальника Управления по жилищной политике г. Астрахани Белова ответила: «Объектов за Ушаковым не числится (а счета как же, и даже иски в суд? – ред .)»

(Письмо от 28.04.09г. № 05 – 1159/09-1-0).

Вот и ютятся двое больных погорельцев в однокомнатной 16-метровке среди спасённых вещей своих и семьи сына. Повернуться негде, поставить хотя бы кровати – тоже. Перенесший инсульт Илья Демидович спит на полу.

Семье пропавшего без вести сына (жена и трое детей) после многих ходатайств выделили комнату в общежитии площадью 16 кв.м. по адресу: ул. Н.Островского, 39, кв. 8. Но и здесь без издевательств не обошлось. Ключи от этой комнаты вручили двум семьям. Вселяться пришлось в прямом смысле с боем. В комнате, где на человека приходится 2 кв.м. вещи разместить негде. Один из сыновей – взрослый человек, вернулся домой после службы в армии со многими благодарностями от командования, ночует то у бабушки с дедушкой на узлах, то у друзей.

Вот такие судьбы, такие временные жилища.

Ходят бумаги по кругу

Отчаявшись решить жилищную проблему в Астрахани, Людмила Васильевна обратилась к Председателю Правительства РФ В.В. Путину. Ответил на это письмо директор департамента по жилищной политике А.А. Дронов. В письме (от 28.04.2008 № 10208 – АД 107) подтверждается, что Ваулины имеют право на получение квартиры по площади равной той, что была у них до пожара. И предоставить им квартиру должны вне очереди. Рекомендовано решить этот вопрос положительно губернатору А.А. Жилкину.

Рекомендация выполнена не была, Людмила Васильевна обратилась к президенту Медведеву. Пришёл ответ из Управления президента (от 7.04.09г., № А – 26 – 08 – 87) за подписью В. Журавлёва.

В нём требование: на основании закона (указан закон, статьи закона) решить вопрос о предоставлении благоустроенного жилья Ваулиным.

Выполнить это требование поручается губернатору Астраханской области А.А. Жилкину.

Господин Жилкин переадресовал его мэру г. Астрахани Боженову, Боженов направил его уже упоминавшейся Беловой, которая заявила Людмиле Васильевне: «Пусть Медведев командует в Москве, а Вы здесь ждите очереди». Круг замкнулся.

А сколько ждать?

«Если, - думает Людмила Васильевна, - я как погорелец не могу три года получить нормальную квартиру, то, может быть, быстрее получу как льготник. Ведь стою в очереди с 1985 года, почти четверть века!»

Но оказалось, что она с 1996 года стоит в очереди под № 4. Что за метаморфоза с этими очередями? В такой же очереди стоял её сын. В 1996 году он был 134, в 2007 году – 21. Почему же она 16 лет под № 4?

«Наверное, - говорит Людмила Васильевна, - ждут, когда умру».

6 мая встретила на улице мэра Боженова, Он тепло её поздравил с предстоящим Днем Победы. Она, конечно, справилась о том, когда же будет решен её квартирный вопрос.

- А разве он не решен? – удивился мэр и обратился к стоящему рядом помощнику:

- Денис, завтра Белову ко мне. Ответ Вы получите у Жиляковой Ольги Николаевны.

Людмила Васильевна с замиранием сердца несколько дней ждала положительного ответа. Не выдержала, позвонила Ольге Николаевне.

- Извините, - сказала Ольга Николаевна, - но Белова доложила мэру, что после пожара Вы благоустроенной квартирой обеспечены.

Точка поставлена? Радужные картинки на экране ТВ о вселении погорельцев, инвалидов в благоустроенное жилье – блеф? Или всё-таки у кого-то проснется совесть и получат Ваулины, инвалиды, ветераны, погорельцы, сироты военной поры нормальную квартиру, пусть не равноценную сгоревшей, а ту, что положена по социальным нормам: 42 кв.м. на двоих плюс 12 кв.метров, которые дополнительно должны быть выделены инвалиду, - обычную двухкомнатную квартиру.

Или, как говорит Людмила Васильевна о своём муже:

30 лет безвозмездно он свою кровь сдавал.

И сотни умирающих людей своей кровью спасал,

А теперь он на полу умереть просто может,

И, видно, ни один чиновник ему не поможет.

Так поможет или не поможет?

Очень хочется надеяться на первое.

Т. Кожевникова