В начале 90-х мы вляпались в «свободный мир» капитализма, и только через 20 лет до большинства стало доходить, во что мы вля­пались.

Помимо прочего, оказалось, что «свобод­ный мир» включает в себя еще и «свободные зоны», в которых можно отмывать нажитые «непосильным трудом» капиталы да еще и не платить налоги. Географически это чаще всего острова и островки (скажем, Кипр, Кайманы, Багамы…) и называются они офшорами (от англ. «off shore» - «вне берега»). В основном эти райские местечки - не для туристов из «среднего класса», «братков» и прочих «уни­ков частного капитала», а для «респектабель­ных» абрамовичей, березовских и т.д.

По оценкам специалистов, совокупные потери всех госбюджетов стран-экспортеров нацкапитализма в офшорах составляют не ме­нее 300 млрд. долл. в год. По официальным данным контрольно-счетных (но почему не силовых?) органов России, потери националь­ной экономики в офшорах составляют более 100 млрд. долл. Получается, что треть миро­вых убытков в этой области ощущает на себе именно Россия.

За 20 лет из России через офшоры выве­зено 2 трлн. долл. Эта цифра сопоставима с материальными потерями СССР во время Ве­ликой Отечественной войны.

Офшорный промысел олигархов (как пере­ток финансовых средств «из страны в страну») начинался примерно так. Один известный рос­сийский банк открыл филиал на Кипре. Разуме­ется, после получения лицензии ЦБ, дающей право на открытие филиала за рубежом. «Рас­тем»! Для открытия счета в этом филиале до­статочно было паспорта или регистрационных документов фирмы, а для перевода денег не нужно было вообще ничего. «Все как у свобод­ных людей». Переводов было огромное коли­чество и позволило филиалу (а следовательно, и банку) хорошо заработать на комиссии. Банк разбогател и большую часть своих акций про­дал банку, зарегистрированному в Голландии, оставаясь совладельцем иностранного банка. «Бурные аплодисменты!» Отмыл неизвестно чьи капиталы, «отчасти» продался иностран­ному банку, а раз купился, то и сам отмылся? В результате образовалась мини-транснаци­ональная (российско-офшорно-голландская) финансовая корпорация – превосходный корм для ТНК-акул, скажем, американской породы.

На наживку клюнули и повалили в офшо­ры и российские фирмы, совладельцами кото­рых стали офшорные акционеры. Например: «Северсталь», «Севкомфлот», «Норильский никель» (Прохоров), Аэрофлот, большинство нефтяных и прочих компаний. Почти в каждой российской фирме с оборотом от 50 млн. долл. в год акционерами стали «мистеры икс» из оф­шоров.

Экономист Михаил Делягин (вряд ли ком­мунист) еще в 2006 году предостерег руко­водство страны: вывод капиталов становится все более изощренным. Массовая скупка за­рубежных активов (акций и пр. «ценных бу­маг») может выглядеть «здоровой экспанси­ей» российского бизнеса, но через офшорные компании и с барышом, недоступным для российского налогообложения. Или взять рост иностранных инвестиций в российскую эконо­мику: в большинстве случаев «иностранными инвесторами» становятся те же российские олигархи, перекачавшие ранее часть своих капиталов в офшоры и вольные отозвать свои «иностранные инвестиции» в любой полити­чески выгодный для них момент.

И что могут поделать с офшорами Путин или даже Обама, если те подвластны космо­политичным ТНК? Национальные, «свои» (если такие еще остались) монополии и тот, и другой еще могут остепенить, но ТНК? Скорее последние «остепенят» и того, и другого. Оба­ма не закроет офшоры, Путин не сумеет «не пустить» российских олигархов в офшорные лавочки. И половина потенциального госбюд­жета будет по-прежнему исчезать в офшорах. Только при социалистическом курсе Зюгано­ва-президента… «А, тогда России не видать капиталов, укрытых в оффшорах!» И что?

Прямая цитата на этот счет из статьи На­дежды Поповой «Обжоры спешат в офшоры» («Улики», приложение к газете «Советская Рос­сия»): «И если бы завтра все налоговые «оази­сы» накрыли бы цунами, то что бы получила Россия? Даже при условии, что вывезенные «сундуки» с деньгами уже никогда не вернут­ся? Минимум – двойное увеличение бюджета. А рост бюджетных доходов позволил бы рез­ко снизить НДС, уменьшить тормозящий рост зарплаты ЕСН (единый социальный налог) и решить проблемы Пенсионного фонда». И далее, видимо, из женского великодушия: «А подпольные миллионеры, не имея возможно­сти вывезти «зеленые» за кордон, вынуждены будут вкладываться в «объекты на родине».

Правильно, пропади они пропадом, эти са­мые офшоры! Но они пока существуют, и даже президент-коммунист с ними ничего не смо­жет поделать. Но социалистический курс пре­зидента-коммуниста означает экономическое исчезновение и легальных олигархов-милли­ардеров, и всякого рода «подпольных мил­лионеров». «Экономическое исчезновение» - за счет национализации природных ресурсов и основных отраслей экономики России. При Зюганове-президенте просто некому будет посещать офшоры. Последние останутся забо­той «свободного мира». Что же касается «стра­даний» потенциальных экс-миллиардеров, то им придется привыкнуть, скажем, и к турец­кой Анталии. Ведь не Лубянка и не Сибирь? Но это при мирном исходе, конечно. Кто «за»?

А.Б. СТРОЙКОВ