В музее истории города состоялось открытие выставки «Суда на Волге». На это торжественное мероприятие были приглашены ветераны судоходства, судостроения, судомоделисты и многие другие, кто приложил руку к истории волжского судоходства. Заведующая музеем О.А. Беломоина, которая организовала эту выставку в честь великой Победы, попросила ведущего специалиста в области образования Михаила Кирокосьяна озвучить судовым колоколом отправление экскурсии по фарватеру истории, исследовать архивными документами. И Ольга Алексеевна уверенно почувствовала себя штурманом на капитанском мостике судна «Знание».

Первая остановка была сделана около стенда с материалами, присланными сотрудником Северо-Западного НИИ культурного наследия Е. Гусаровой. В частности, в статье «Московский шелковый транзит XVI-XVIII вв.» делается ссылка на документ «Росписи Астраханской городской службы» от 1569 г.

В нем упоминается «Плавная» (морская и речная) служба «судовые всякие люди» (своего рода морская пехота), в 1594 г. в Астрахани служил «струговой воевода» Иван Пушкин. Эта работа была опубликована в 2008 г. в Санкт-Петербурге в сборнике материалов международной научной конференции «Россия-Голландия: на перекрестке мнений».

Не менее интересная остановка была у стенда, посвященного потомственному почетному гражданину Астрахани Г. Тетюшинову. Он прославился тем, что впервые в Астрахани построил винтовые суда. Приведу выдержку из статьи в «Астраханских ведомостях» №45 за 1857 г. : «Сообщаем свежую пароходную новость: 5 ноября произведена первая проба построенной в Астрахани на верфи Тетюшинова и К. казенной винтовой шхуны «Казак». Это первое винтовое судно, построенное для Каспийского моря. Шхуна «Казак», не уступающая наружным видом лучшим образцам иностранным, есть произведение русского ума, русских рук, без всякого вмешательства иностранных мастеров». В 1858 г. на верфи Тетюшинова и К. были спущены на воду транспорты «Калмык», «Татарин» и «Лезгин».

С большой гордостью Ольга Алексеевна подчеркнула и другой пионерский почин астраханцев в развитии судостроения Николая и Дмитрия Артемьевых. Они, занимаясь с 1866 года первозкой нефти из Баку в волжские города, испытывали большие неудобства при доставке ее в бочках. И в 1873 г. им пришла мысль: в корпусе своего судна «Александр» сделать специальный отсек и заполнять его нефтью, как большую бочку, а выгружать на берег ручным насосом. Эта новинка дала им большую прибыль, особенно за счет увеличения числа рейсов за навигацию. Тогда братья делают подобные грузовые трюмы и на других судах. Их опыт затем быстро стали использовать не только частные судовладельцы, но и пароходные общества. Правительство России оценило труды Н. Артемьева по достоинству. В 1879 году Николай Иванович «За многолетние труды по мореходству всемилостивейше награжден» золотой медалью «За полезное», а в 1882 году получил большую золотую медаль «За инициативу по устройству судов для перевозки нефти».

Так на Волге получил интенсивное развитие танкерный флот.

В 70-е годы прошлого века на Астраханском морском судостроительном заводе была построена для Каспия серия танкеров типа «Никифор Рогов» водоизмещением 16 тысяч тонн. В музее они представлены коллекцией нагрудных значков.

У модели бронекатера инициативу у О. Беломоиной неожиданно перехватил Г.В. Старков. Модель напомнила ему навигацию 1942 года. Тогда 15-летним комсомольцем-добровольцем Георгий Васильевич пришел на военизированный буксирный пароход «Доктор Пирогов», входивший в состав Волжской военной флотилии. На заявлении командир написал: «принять вольнонаемным солдатом с исполнением обязанности кочегара».

- Наш пароход, - рассказывал ветеран, - совершал рейсы по Волге с бензоналивной баржой в сопровождении тральщика и часто под конвоем бронекатера в районы сражающегося Сталинграда. Боевое крещение получил в начале осени в районе Камышина. Тогда мы попали под бомбежку фашистских стервятников. Им удалось взорвать баржу. Волга сразу озарилась от разлившегося огненного потока бензина.

За эти вахты на пароходе «Доктор Пирогов» астраханец Г.В. Старков был награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени. Между прочим, бронекатеры для сражающегося Сталинграда строились на Астраханском судоремонтном заводе имени Сталина. Их экипажи комплектовались из заводчан. После ходовых и боевых испытаний и поднятия военно-морского флага СССР они уходили к защитникам волжской твердыни.

Волна воспоминаний захлестнула и автора этих строк при виде модели буксирного парохода типа «Коллективизация». На нем я проходил плавательную практику в навигацию 1947 г. Такие встречи с эпизодами прошлого омолаживают нашу память, укрепляют оптимизм.

Открытие выставки прошло успешно. О. Беломоина масштабно изучила историю и умело закрепила ее в многообразии моделей судов, фотографий, документов и даже в отдельных изделиях судового оборудования. И уже по ходу повествования начинаешь понимать, как они все важны и притягательны. Именно эти экспонаты и позволяют осязать историю, увы, исчезнувшего волжского судоходства.

А.С. Павлов