b_240_240_16777215_0_0_images_news_2016_07_06001.jpg

На днях присутствовал я на заседании общественной палаты города Астрахани. Речь на нём шла в основном о мусоре. Хотя в повестке дня такого слова не было. Ну, а как ещё, скажите на милость, можно назвать ту чудовищную какофонию, которая мешает нормально жить людям в самом центре города, в районе улицы Горького? Здесь, на набережной Волги ежевечерне развлекаются астраханцы. Развлекаются так шумно, что в квартирах порой не слышно звука телевизора, включённого на полную громкость! Рок-концерты, караоке под открытым небом, тупое бесконечное стучание в бубны и барабаны буквально сотрясают стены домов. Разве это не мусор, только звуковой? И ладно бы он появлялся только на общегородских праздниках, которые проводятся, слава богу, не каждый день. Но подвергаться воздействию запредельных децибелов каждый вечер просто опасно! Об этом очень эмоционально поведала на заседании общественной палаты жительница улицы Горького З.З.Руденко.

Кстати, и общегородские «гульки» тоже оставляют свои следы. В прямом смысле. Вот куда, к примеру, выливают остатки ухи из котлов, которую готовят на кострах у жилых домов? А прямо под деревья! От такого «полива» многие из них погибли. По телевизору много раз показывали жадно хлебающих дармовую уху астраханцев. Будто с голодного края они на набережную собираются! И на здоровье! А кто подумает о нервах и здоровье местных жителей? Один скачет, а семеро плачут? Прямо по старинному русскому присловью! Только есть на этот счёт ещё более давнее высказывание. Как формулировали древние греки, демократия – это, когда свобода одних ограничивается свободой других. Другими словами, гуляйте себе, горожане, но не мешайте нормально жить другим горожанам! Как ликвидировать противоречие между необходимостью проведения массовых гуляний и соблюдением законного покоя «заложников» этих самых гуляний? Как провести грань между свободой развлечения одних и свободой отдыха других?

Готовых рецептов решения проблемы общественная палата не нашла. Кардинально сегодня решить этот вопрос невозможно. А вот попытаться «утишить», обуздать шумное веселье, городской власти вполне по силам. Что и пообещал сделать глава администрация МО «Город Астрахань» О.А. Полумордвинов. По его словам, многое в этом направлении уже сделано и делается. В разы сокращено количество шумных мероприятий, проводимых в центре города! Будем надеяться, что почувствуют, а, точнее, услышат это и жители улицы Горького, что количество «звукового» мусора, выпадающего на их долю, скоро уменьшится.

Я на заседании общественной палаты тоже говорил о мусоре, которого, к сожалению, полным-полно в тексте гимна города Астрахани. Его слова и музыка были приняты в 2003 году, что вызвало тогда многочисленные негативные отклики композиторов и поэтов. Потому что настоящего конкурсного отбора не было, и сочинение музыканта И. Пиндруса и литератора И. Поляковой была названо лучшим волей тогдашнего градоначальника И. Безрукавникова. Впрочем, гимн исполялся не часто, и возмущённые голоса скоро утихли. Но вот совсем недавно сочинение достали из нафталина, чтобы оно торжественно звучало перед началом каждого заседания астраханской городской Думы. Оно и звучит. Громко и фальшиво.

Больше тридцати лет назад великий «дядя Стёпа» Сергей Михалков рассказывал нам, молодым литераторам, историю создания им текста гимна СССР. На всю жизнь запомнил он слова И.В.Сталина: «Гимн – это снаряжённая обойма, где каждое слово – как боевой патрон! А у вас, товарищ Михалков, некоторые патроны пока холостые!» Красный карандаш Верховного Главнокомандующего точно указал поэту на эти негожие «боеприпасы». Так вот, в нашем случае таких «холостых патронов» больше, чем «боевых»! Процитирую экспертное заключение, сделанное девятью известныJTHEMEми астраханскими поэтами, членами Союза писателей России.

«Текст страдает следующими недостатками:

В третьем куплете есть выражение: «Твои замолчали бойницы». Замолчать могут пушки в бойницах, а не сами бойницы.

Первая строка первого куплета звучит так: «Исполином из камня ты главою вознёсся златою». Вознёсся куда, над чем? Сравните: «Вознёсся выше ты главою непокорной Александрийского столпа» (А.С.Пушкин).

В первом куплете и во втором куплете автор текста обращается к Астрахани в мужском роде: «Ты…вознёсся», «Ты …не открыл». А в припеве обращение к Астрахани уже в женском роде: «…Вся ты, Астрахань».

В чём смысл второй строки второго куплета: «И врагам ты ворот не открыл даже жизни ценой»? Попросту говоря, это означает, что город погиб, но врагу ворот не открыл. Когда мы говорим, что Александр Матросов ценой жизни обеспечил успех атаки, это понятно, а тут…

На три куплета и припев приходятся такие выражения: «Кремля колокола», «Колокольными звонами», «Мирный звон колокольный». Если учесть, что припев повторяется трижJTHEMEды, то в тексте колокола поминаются пять раз. Для такого короткого текста – явный перебор.

Дважды – в первом и третьем куплетах – используются выражения «Волгой рекою» и «Величавый» . Эти повторы – свидетельство скудности изобразительных средств автора текJTHEMEста.

В припеве: «Златые купола, кремля колокола

Слышны из сердца города до дальнего села».

Получается, ч то « златые к упола … слышны».

В припеве: «И звуками полна, несёт их вдаль волна.

И в этом вся ты, Астрахань, родимая земля».

Получается, что рифмуется «Волна – земля». Шикарная «рифма»!

Но главный недостаток этих строк – смысловой. Неужели «вся Астрахань, любимая земля» только в том, что «звуками полна, несёт их вдаль волJTHEMEна»? А как же дружба народов, многонациональность Астрахани? Где хоть слово о том, что кто-то здесь трудится, создавая благосостояние города?

Вообще припев гимна – «рекбус», «краксворд», как говорил Аркадий Райкин. Для наглядности процитируем весь припев:

«Златые купола, кремля колокола
Слышны из сердца города до дальнего села,
И звуками полна, несёт их вдаль волна.
И в этом вся ты, Астрахань, родимая земля».

То есть первые три строки – это одно предложение, поскольку после «села» стоит запятая. Какие звуки несёт волна? Конечно, автор текста имел в виду, что это звуки колоколов кремля. Но строфа построена таким образом, что в равной степени это можно отнести и «к златым куполам», и к «сердцу города» и к «дальнему селу»! Можно, конечно, поставить после «села» вместо запятой точку. Тогда вообще получится абракадабра. Потому что тогда и вовсе непонятно, какие звуки несёт волJTHEMEна. Просто звуки и всё! И в этом «вся Астрахань»?

Неблагозвучны словосочетания «до дальнего», «даже жизни».

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что текст гимна написан непрофессионально, как в смысловом, так и в художественном отношении. В гимне каждое слово, каждый знак препинания должны быть на месте, как в стихах для детей. Глубокий смысл должен сочетаться с точностью выражений и рифм, с благозвучностью. Не зря же текст гимна СССР и Российской Федерации создал выдающийся детский поэт Сергей Михалков».

Разве все перечисленные недочёты – не словесный мусор? Думается, с этим согласятся даже те, кто не разбирается в изящной словесности.

А вот цитата из письма председателя астраханского отделения Союза композиторов России К.В. Гузенко, адресованного депутатам нынешней городской Думы:

«Даже последующие хоровые обработки и публичное исполнение этого гимна мнение композиторов и музыковедов не поменяло: слова и музыка когда-то утверждённого гимна, на наш взгляд, страдают существенными недостатками.

…С музыкальной точки зрения, мелодика явно не гимническая, не отвечает требованиям жанра гимна. Вызывает сомнение выделение в тексте одной лишь нации и религии, что для многонационального и многоконфессионального региона, думается, недопустимо».

Кстати говоря, ровно четыре года назад это мнение поэтов и композиторов было доведено до сведения тогдашнего мэра М.Н. Столярова. Ответить на письмо, подписанное, в том числе, и почётными гражданами Астрахани писателями А.С. Марковым и Н.П. Демичевым, он не захотел или не успел. И вот новый виток борьбы за гимн.

Конечно, читатели вправе спросить: а стоит ли овчинка выделки? Нужно ли сегодня, когда городского бюджета не хватает на латание дорог и поддержание коммунального хозяйства, отвлекаться на подобные «эфемерности»? Сколько существует государство, столько существует и теория подобного «здравого смысла»: мол, народ надо сначала накормить, одеть, обуть, а потом он уже и песни запоёт! Так да не так! Потому что гимн – это не просто песня, а часть идеологии, без которой нормального общества не построишь! К тому же, особых расходов городскому бюджету проведение конкурса на создание нового гимна Астрахани не принесёт. Потому что и организаторы, и участники конкурса будут в нём участвовать на безвозмездной основе! Иначе какие они патриоты города?

Общественная палата согласилась с такой постановкой вопроса. Теперь дело – за созданием «Положения о конкурсе гимна».

Казалось бы, заседание общественной палаты завершилось. Но тут в зал едва ли не ворвались возмущённые жительницы улицы Латышева. С воплями о мусоре! Настоящем. Разнообразном и вонючем. Который сейчас свозят на территорию бывшего завода резинотехнических изделий для сортировки. Рядом с жилыми домами, жители которых задыхаются от миазмов новой свалки, на открытие которой, как выяснилось, никто разрешения не давал. «Роспотребнадзор» уже подал в суд на наглых предпринимателей, которые, правда, скорее всего отделаются копеечным штрафом. А просто взять и закрыть свалку нельзя – ведь у нас высочайше велено «бизнес не кошмарить»! Зато этот самый «бизнес» может кошмарить людей безнаказанно. И кошмарит…

Мы не оставим эту тему, напишем подробно и о «мусорной истории» и о её «героях». Тем более, что общественная палата ничего сходу не смогла решить, чем, конечно же, возмутила жительниц улицы Латышева, ожидавших немедленной помощи.

– Вот, гимны им нужны, когда люди от вони задыхаются, помирают! Делать им больше нечего!

Ошибаетесь, уважаемые. Нам всем есть что делать! Делать нашу Астрахань лучше и чище! Мы на вашей стороне! Только мусор надо убирать и с улиц, и с бумаги, на которой он написан.