Юрий ЩЕРБАКОВ, депутат Городской Думы

Маргарет Тетчер однажды сказала: «Отсутствие в крупных городах убыточного общественного транспорта – свидетельство социального неблагополучия». И это «железная леди», которая, вроде бы, не особенно церемонилась с правами трудящихся, не уступая требованиям профсоюзов, игнорируя протесты недовольных социальной политикой её правительства! Да, государства и муниципалитеты крупных городов в убыток себе содержат метро, трамваи, троллейбусы, автобусы. При этом за границей деньги считать, ох, как умеют! А раз тратят, значит, считают, что моральный эффект куда выше материального!

Так до недавнего времени было и у нас. В советские годы на грошики и пятачки пассажиров содержать общественный транспорт было, конечно, невозможно, трамвайно-троллейбусно-автобусные предприятия дотировались из бюджета. Во многих городах так происходит и сегодня. Не говоря уже о Москве, где появились троллейбусы и трамваи с кондиционированием. Но столица – финансовый монстр, вбирающий денежные потоки всей России, – может себе это позволить. А Астрахань?

Сколько копий сломано, сколько гневных статей написано по поводу ликвидации в городе трамвайного движения! Как, наверно, икается прежнему градоначальнику «на Канарах или на нарах»! Он, видно, так и войдёт в историю Астрахани, как мастер «рельсовой войны»!

Но это присказка. А сказка в том, что скоро мы лишимся и троллейбусов . Да, сегодня город содержит их себе в убыток. Немалых денег стоит содержание и ремонт техники. А за какие шиши покупать новые машины? А чем платить зарплату водителям, ремонтникам и административному персоналу троллейбусного управления? На какие средства обучать новых работников?

Ответ на эти вопросы один: из бюджета муниципального образования «Город Астрахань». Ноша непосильная! Выход один: ликвидация управления!

Такое мнение высказало большинство депутатов, входящих в рабочую группу, созданную в городской Думе для решения данной проблемы. Гласом вопиющего в пустыне прозвучали слова коммуниста Х. Аитова, категорически возражавшего против такой перспективы. Потому что «братская троллейбусная могила» – из разряда тех дел, о которых В.И. Ленин сказал: «По форме правильно, а по сути – издевательство!» Издевательство над самыми бедными нашими согражданами, экономящими на троллейбусе несчастные рубли! Окончательное решение – за городской Думой, но я не сомневаюсь, каким оно будет. Как не сомневаюсь и в том, что кто-то в скором будущем получит доходы от застройки территории бывшего трамвайно-троллейбусного управления. Место-то в центре города, напротив Кировского рынка!

Вот только решатся ли мои коллеги принять «судьбоносное» решение перед выборами? Или повременят до 18 сентября? В любом случае это будет лишним свидетельством того самого социального неблагополучия, о котором говорила Тетчер. Социального неблагополучия «социального государства», как официально именует Россию Конституция РФ.

А закончу я эти горькие заметки стихотворными строками. Какое они имеют отношение к готовящимся переменам – судите сами. Сочинил их ещё в конце 19 века великий казахский акын Джамбул Джабаев, тот самый, что прославился на склоне лет – в суровом 1941 году – великой поэмой «Ленинградцы – дети мои!» Когда я работал над переводом, дореволюционная песня акына показалась мне удивительно современной! А вам?

Отчего в любое время года
Ты надменен, как орёл степной,
Выбранный в начальники народом,
Господин чиновник волостной?

Выборы прошли, а перед ними
Излучал ты милосердья свет.
И твоё тогда звучало имя
Звоном раздаваемых монет.

Щедрым другом и любезным братом
Каждому готов был стать, ей-ей!
Неужели должность виновата
В том, что отвернулся от людей?

Одному ты молишься закону,
К совести отныне глух и нем,
Чтобы люди шли к тебе с поклоном,
А вот уходили бы ни с чем!

Был тебе Джамбул когда-то другом,
Но уже не будет больше впредь!
Болен ты. А средство от недуга
Вот оно – спасительная плеть!

Джамбул ДЖАБАЕВ
Перевод с казахского Юрия Щербакова