На примере ВВИА можно проследить, как все эти годы разрушалась формировавшаяся десятилетиями многоуровневая система подготовки инженеров, руководящего инженерного состава, военных инженеров-исследователей, офицеров-математиков из числа выпускников ведущих университетов и институтов страны, летчиков-инженеров-исследователей, летчиков-космонавтов, заочное обучение и курсы повышения квалификации офицеров строевых частей.

На сегодня в академии остались только первичная подготовка инженеров из числа офицеров-техников и подготовка инженеров из выпускников средних школ. Однако набор курсантов уже два года не проводится, и через три года планируется осуществить последний их выпуск. В результате такой политики остаются невостребованными научно-педагогические школы по основным направлениям (аэродинамика, силовые установки, вооружение, авиационное и радиоэлектронное оборудование, радиоэлектронная борьба, воздушная разведка, робототехника, автоматизированные системы и новые информационные технологии управления, метрологическое обеспечение ВВТ и др.), основоположниками которых являлись ученые академии.

Планом реформ предусматривается передача этих видов подготовки в другие вузы ВВС. Но в этих учебных заведениях отсутствуют необходимые кадры и учебно-материальная база, сопоставимые с теми, которые уже существуют сегодня в нашей академии. Какие усилия и какие средства потребуются от страны для воссоздания всего этого с нуля на новом месте? Разве вывод академий им. В.В.Куйбышева и им. К.С.Тимошенко за пределы Москвы уже не показал пагубность подобных решений?

Для нашей академии результаты нынешней реформы могут оказаться катастрофическими. Первые признаки надвигающейся опасности просматриваются в проекте штатного расписания для ВВИА в составе объединенной Военно-воздушной академии. Количество кафедр нашей академии планируется сократить практически в два раза, а количество гражданских профессорских должностей, на которых ранее трудилось 80 докторов наук, сокращено с 47 до 24. По-видимому, «оптимизаторы» уверены, что 3–4 доктора наук на одной должности профессора во столько же раз «эффективнее» одного. Ввод в действие данного проекта штатного расписания неминуемо приведет к сокращению числа докторов и кандидатов наук и, как следствие, к снижению научного потенциала академии.

Удивляет поспешность, с которой проводится реформа системы военного образования. Еще не создана объединенная Военно-воздушная академия имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, а уже поставлена задача о формировании на ее базе единого учебно-научного центра с включением в его состав других летных и инженерных вузов. Такая гигантомания в области преобразований системы вузов ВВС приведет не к упрощению, а к усложнению процессов управления и функционирования искусственно создаваемого конгломерата разнородных учебных заведений.

Планируемая в рамках этой реформы подготовка сержантов-техников в инженерных вузах вместо офицеров-инженеров неизбежно приведет к значительному снижению уровня квалификации авиационных специалистов, предназначенных для эксплуатации сложнейших боевых авиационных комплексов. Такой результат прямо противоречит задачам, поставленным Верховным главнокомандующим, об оснащении ВВС новейшими видами вооружения и военной техники, требующими от обслуживающих их специалистов соответствующих знаний и квалификации.

Много ли найдется желающих получить специальное техническое образование вместо высшего и звание «сержант» вместо звания «лейтенант» по выпуску из вуза при сложившемся отношении государства к социальной обеспеченности, статусу и престижу военнослужащих?

Поэтому новые инициативы Министерства обороны РФ по частичной или полной замене офицерских должностей в авиационных частях и вузах ВВС на гражданские представляются неприемлемыми. Офицеров уволят, а равную им по квалификации замену гражданским персоналом не найдут.

Страна вправе поименно знать своих «героев» – идеологов и непосредственных разработчиков проводимой сегодня реформы системы военного образования. Эти «спецы» должны нести персональную ответственность за предлагаемые решения и их последствия, в том числе за разрушение научно-педагогического потенциала ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского путем слияния двух разнопрофильных военных авиационных вузов. Безопасность страны – слишком большая цена за ошибки и просчеты в этой области. Авиационные недоучки быстро обломают крылья боевой авиации России. Без инженеров самолеты не летают!

Вывод ВВИА из Москвы в Монино (равно как и в любое другое место) приведет к следующим непоправимым последствиям:

1. Будет разрушен научно-педагогический потенциал академии: организационно-штатные мероприятия приведут к увольнению наиболее опытных и высококвалифицированных военных педагогов и ученых, выслуживших установленные сроки службы, академия лишится практически всех докторов и кандидатов наук из числа гражданского персонала, которые просто не смогут ежедневно выезжать из Москвы для проведения занятий в Монино.

2. Прекратят функционировать научно-педагогические школы мирового уровня. Резко снизится степень интеграции академической науки с конструкторскими бюро, научными учреждениями и вузами страны.

3. Будут ликвидированы 5 докторских диссертационных советов, так как они не смогут удовлетворить требованиям ВАК по количеству докторов наук, а вместе с ними и система подготовки научно-педагогических кадров для научно-исследовательских учреждений и вузов МО РФ.

4. Значительно снизится качество подготовки инженерных кадров из-за отсутствия высококвалифицированных педагогов.

5. Будет разрушена современная, дорогостоящая учебно-научная база из-за принципиальной невозможности демонтажа и восстановления на любом новом месте уникального оборудования для решения учебных и научно-исследовательских задач.

6. Будет ликвидирована подготовка специалистов в области разработки, испытаний и эксплуатации самолетов и двигателей, авиационного вооружения, бортового авиационного и радиоэлектронного оборудования, АСУ, радиоэлектронной борьбы, воздушной разведки, метрологического обеспечения ВВТ.

7. Будет потерян международный престиж академии, приобретенный в ходе многолетней подготовки инженеров и ученых для 25 зарубежных стран.

Письмо подписали доктора и кандидаты технических наук из числа гражданского персонала (генералов и офицеров в отставке), профессора, бывшие и действующие руководители кафедр ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского:

Абраимов Н.В., Алакоз Г.М., Бабич О.А., Барков Б.В., Белоглазов И.Н., Буравлев А.И., Вакин С.А., Ветошкин В.М., Воскобоев В.Ф., Желанников А.И., Запорожец Г.В., Иванов Е.Г., Кондратенков Г.С., Котовский В.Н., Кулифеев Ю.Б., Нечаев Ю.Н., Пономарев А.Т., Сидорин В.М., Синевич Г.М., Федоров Р.М., Ярлыков М.С. и другие, всего более150 подписей.

Полный текст обращения читайте в газете «Советская Россия»