АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
«ОБ ОсНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТики российской федерации на период 2008 – 2011 годы»

  Правительство РФ на своём заседании 21 августа утвердило «Проект Федерального бюджета на 2009 – 2011 годы». Проектирование бюджета на 3 года стало осуществляется ежегодно, однако в силу недостоверности расчетов каждый год трехлетка переписывается заново и в силу этого не носит характер обязательности исполнения, а также не является стратегической линией развития страны.

Очередная трехлетка в своих расчетах основана на все той же монетаристской основе – стерилизации денежной массы и мнимой борьбе с инфляцией, от которых ежегодно инфляция только растет, но не уменьшается. Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал недопустимо высокими темпы инфляции в 2008г. и выразил недовольство тем, что с января по середину августа цены в России выросли на 9,5%. Цены на товары потребительской корзины выросли на 16 %. Тем не менее, правительство продолжает утверждать, что инфляция в текущем году составит 8,3 %, а на последующие годы планирует 6 – 7 %, совершенно не заботясь, что это не подтверждается никакими расчетами. По расчетам многих экономических институтов годовая инфляция в текущем году составит 25 %.

В «прошлогодней трехлетке» профицит бюджета на 2010 год уже не предусматривался. В нынешней трехлетке профицит заложен не только на 2010, но и на 2011 год. Даже по этому фактору можно судить, что нефтегазовые доходы будут продолжать наращиваться, хотя правительство продолжает утверждать, что цена на нефть снизится с 92 до 72 долларов за баррель и доходы значительно сократятся.

Дело совсем в другом и об этом сказал Кудрин: «Скоро относительное благополучие российской экономики, живущей на нефти и газе, закончится. И вовсе не потому, что резко подешевеет нефть, хотя и это тоже возможно. Будут выходить из строя старые месторождения, и к 2020 году добыча нефти вообще перестанет расти (она и сейчас растет очень медленно).  Даже если нефть будет стоить 150 долларов за баррель, тенденции это не изменит». Правда этого высказывания заключается в том, что все годы реформ буржуазная клика всеми мерами старалась вычерпать нефть, из месторождений, разработанных в советское время. О разработках новых месторождений никто не заботился – это первое. Второе это то, что Кудрин не отрицает возможности роста цен на нефть. Третье и, наверное, самое главное, министр под экономикой считает только нефтегазовый комплекс, и если он перестает давать средства в бюджет, другие отрасли не смогут восполнить выпадающие доходы. Иными словами правительство не собирается поднимать экономику вплоть до 2014 года, когда, по словам Кудрина наступит дефицит бюджета. Это только подтверждает правоту предложений КПРФ. Если сегодня вычеркнуть из бюджета нефтегазовые доходы, Россия не выживет. Значит надо развивать другие отрасли экономики, значит надо вкладывать нефтегазовые доходы в бюджет развития, а не отправлять за границу.

Продолжится грабительская приватизация оставшегося федерального имущества (утверждён план приватизации на 2009 год). Крупных объектов, подлежащих выводу на рынок, нет. Планируется продать пакеты акций или доли в 324 акционерных обществах с государственным участием и акционировать 239 ФГУП. Согласно прогнозам, доходы от приватизации в следующем году составят 12 млрд руб. сумма просто ничтожная.

Нынешний финансовый кризис в мире, ставит вопрос о возможности повторения финансового кризиса, подобного тому, что случился в России десять лет назад.
 В стране с большой скоростью нарастает внешний долг российского банковского и корпоративного сектора и, несмотря на то, что внешние займы существенно дешевле и  долгосрочнее, а на фоне укрепляющегося рубля от них тяжело отказаться, это может стать причиной серьезных проблем.
Опыт Таиланда и Кореи в 1997 году, которые были в точно такой же ситуации и которые столкнулись с невозможностью получения новых займов, говорит о рискованности такой политики.

Наши банки и компании оказались в такой же ситуации в начале осени 2007 года и в первом квартале 2008 года.
По данным Центробанка, на 1 апреля 2008 года внешний долг банковского сектора составляет $171 млрд, долг российских корпораций  — $264 млрд.

Минфин не планирует менять долю долларовых активов (45% в долларовых облигациях) в размещении средств в связи с кризисом в экономике США несмотря на очевидные риски потерять доходы от падения курса доллара. При этом А. Кудрин отказывается говорить когда и в каких долларовых облигациях будут размещаться средства.

По мнению КПРФ предложенный правительством проект не состоятелен ни по одному из критериев, определяющих его социально-экономическую применимость в условиях системного кризиса в РФ в целом. Более того, сам принцип проектирования на основе аморфных прогнозов без достаточной проработки основных параметров с элементами прямого обмана не может дать серьезного документа пригодного к исполнению и выполнению. Года не прошло, как был принят трехлетний бюджет, а ни одной запланированной цифры уже не осталось. Предложенный Думе скорректированный бюджет до 2011 года не оставил и следа от первоначального документа. По меньшей мере, разработка просто несерьезна. Доходная часть бюджета первоначально умышленно занижена по годам трехлетки как минимум на 2 триллиона рублей в год (см. таблицу). Соответственно с проектировками не совпадает расходная часть по всем статьям.

Фракция КПРФ предлагала установить расходную часть бюджета на 2008 год в сумме 13625 млрд. рублей, Для этого предлагалось позаимствовать из финансовых резервов 4 трлн. рублей и дать мощный финансовый толчок экономике и социальной сфере. Однако господин Кудрин убеждал, что цена на нефть упадет до 52 долларов за баррель, доходов не будет, финансовые резервы понадобятся для компенсации дефицита бюджета и запланировал расходы в сумме 6640 млрд. рублей. Однако цена на нефть возросла до 125 долларов за баррель. Прирост золотовалютных резервов составил 173 млрд. долларов, а за пять месяцев текущего года еще на 71 млрд. Сегодня финансовые резервы составляют более 17 триллионов рублей. Никакой пользы стране не приносят. Время упущено. Международная обстановка накаляется, но раскрутить экономику даже для милитаризации времени уже нет.

Новый трехлетний бюджет выдержан в духе прошлогоднего. Почти совпадают с проектировками КПРФ объемы ассигнований по расходам на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Более или менее близки финансовые назначения на образование и здравоохранение. По остальным статьям бюджетной классификации расхождения многократные (см. таблицу).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФРАКЦИИ КПРФ
по формированию федерального бюджета на 2008-2011 гг.

Показатели

2008
год
проект

2008
год
предложения
КПРФ

2009
год
проект

2009
год
предложения
КПРФ

2010
год
проект

2010
год
предложения
КПРФ

2011
год
проект

2011
год
предложения
КПРФ

Доходная часть бюджета, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

 

6640

8966

 

 

 

9600

 

 

 

7460

9518

 

 

 

10350

 

 

 

8090

10402

 

 

 

11200

 

 

 

 

11408

 

 

 

13000

Расходная часть бюджета, млрд. руб

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

 

6570

7022

 

 

 

13 625,0

 

 

 

7451

8811

 

 

 

14 947,6

 

 

 

8089

9792

 

 

 

15 083,4

 

 

 

 

10706

 

 

 

15000

Общегосударственные расходы,

млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

 

904,5

687,9

 

 

 

 

911,6

1364,3

 

 

 

 

973,2

1095,9

 

 

 

 

 

1150,4

 

Нац. оборона, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

987,8

1016,7

 

 

1 600,0

 

 

1 061,5

1266

 

 

1 700,0

 

 

1 191,0

1404,6

 

 

1 800,0

 

 

 

 

1500

 

 

 

1900

Нац. безопасность и правоохранительная деятельность, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

 

 

 

 

771,1

827,2

 

 

 

 

 

 

950,0

 

 

 

 

 

 

932,1

1061,5

 

 

 

 

 

 

1 050,0

 

 

 

 

 

 

999,6

1158,6

 

 

 

 

 

 

1 150,0

 

 

 

 

 

 

 

1241,7

 

 

 

 

 

 

1250

Национальная экономика,

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

в том числе:

сельское хозяйство, млрд. руб;

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

718

772,9

 

 

 

 

58,2

72,6

 

 

 

 

2 700,0

 

 

 

 

 

680,0

 

 

802,0

1024

 

 

 

 

55,4

99,0

 

 

3 500,0

 

 

 

 

 

690,0

 

 

544,2

1175

 

 

 

 

84,7

119

 

 

4 150,0

 

 

 

 

 

710,0

 

 

 

1392,4

 

 

 

 

 

125

 

 

3000

 

 

 

 

 

750

ЖКХ млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

56,9

64

 

550,0

 

79,2

102,1

 

650,0

 

71,0

107,4

 

720,0

 

 

98,7

 

750

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

308,9

336,1

 

 

410,0

 

 

315,5

409,9

 

 

570,0

 

 

341,1

443,3

 

 

620,0

 

 

 

453,2

 

 

670

Культура, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

82,7

93,7

 

 

150,0

 

 

70,2

108,3

 

 

220,0

 

 

67,5

93,7

 

 

280,0

 

 

 

87,3

 

 

300

Здравоохранение и спорт, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

 

218,3

230

 

 

 

310,0

 

 

 

234,2

348,2

 

 

 

390,0

 

 

 

274,6

408,9

 

 

 

430,0

 

 

 

 

423

 

 

 

453

Соц. политика, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

273

276,4

 

 

900,0

 

 

362,4

302,2

 

 

930,0

 

 

427,5

335,6

 

 

990,0

 

 

 

304,7

 

 

1000

Межбюджетные трансферты, млрд. руб.

Проект 2007 г .

Проект 2008 г .

 

 

 

2272,4

2527,3

 

 

 

3 900,0

 

 

 

2 421,0

2810,4

 

 

 

4 300,0

 

 

 

2 715,6

3309

 

 

 

4 600,0

 

 

 

 

3503,7

 

 

 

4000

 

Нет никаких оснований отказываться от предложений КПРФ и по бюджету 2009 года. Заложенные в проекте расходы в сумме 8810,8 млрд. руб. занижены на 707 млрд. рублей по сравнению с доходами. Доходы занижены более чем на 2 трлн. рублей, ничем не подтверждающимися прогнозами. Предложение КПРФ утвердить расходную часть в сумме 14947,6 млрд. рублей, взяв из 17 триллионов финансовых резервов всего 4 реально, возможно и необходимо. Совершенно реальны расходы, предложенные КПРФ и по 2010 году в сумме 15083 млрд. рублей. При этом из финансовых резервов придется позаимствовать 3,8 трлн. рублей. Не вызывает сомнения и предложение по 2011 году. Уменьшение финансовых резервов на 2 триллиона рублей в это время уже не будет иметь значение. В запасе еще останется около 8 трлн. рублей, но при этом надо учитывать, что вложенные в экономику средства уже начнут наращивать доходную часть бюджета.

В проекте правительства темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году в номинальном выражении составят в 2008 году 17,3%, в 2009 году - 25,4%, в 2010 году - 11,1%, в 2011 году – 09,3% в реальном выражении – соответственно, 6,1%, 16,7% 3,9%, 2,4 процента. Но это при заданном уровне инфляции 6-7 % в год. На самом деле никаких мер по борьбе с инфляцией правительство не предусматривает, за исключением стерилизации денежной массы. Следовательно, инфляция не может быть менее10 – 12 %, а значит, темпы роста бюджетных расходов в реальном выражении будут в 2 раза ниже.


 

Анализ бюджетной политики правительства на ближайшие 4 года свидетельствует о том, что взгляды на реальную действительность в высших эшелонах власти не изменились. Страна по-прежнему будет находиться в тисках финансового голода, что пагубно отражается на всех отраслях народного хозяйства.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

По проектировкам минфина с 2008 по 2011 год расходы консолидированного бюджета возрастут на 150 %. Если принять, что среднегодовая инфляция будет на уровне 10 %, то из 150 % роста необходимо убрать 40% и таким образом рост расходов составит всего 10%. При этом такие отрасли как образование, культура, здравоохранение, социальная политика будут получать средств меньше, чем в 2008 году, а все остальные на 6 -10 % больше. Однако такие темпы роста не могут удовлетворить ни экономику , ни социальную сферу и Россия все дальше будет отодвигаться своем развитии от передовых стран мира. Такая проектировка консолидированного бюджета не дает реальной перспективы развития регионам, особенно депрессивным. Все это означает, что на ближайшие 4 года сохранятся полуразрушенные больницы и обветшавшие поликлиники, разваливающиеся школы и убогие дороги, нищенская пенсия, безработица и повышенная смертность.

Расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, здравоохранение имеют в 2008 году одни и те же объемы финансирования. Такой расклад сохраняется и до 2011 года, не смотря на то, что, допустим, оборона имеет огромную материальную базу и затраты на ее воспроизводство несоизмеримо выше, чем, допустим, в образовании, которое с каждым годом сокращается, а ассигнования на полтриллиона больше, чем на оборону. С другой стороны, образование финансируется по 4 статьям расходов вместо 16, но имеет дополнительные доходы от платных услуг, и все-таки находится в плачевном состоянии. В каком же состоянии должны быть Вооруженные Силы, содержащиеся исключительно за счет бюджета, да еще в меньшем объеме чем образование? И это притом, что напряженность на международной арене требует повышения обороноспособности страны.

Консолидированный бюджет отражает все расходы страны за бюджетный год, в том числе и региональные. Такие отрасли как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство на 80 % финансируются из региональных бюджетов. В этой связи увеличение ассигнований на эти отрасли целесообразнее производить в консолидированном бюджете, нежели в федеральном. Для этого необходимо профицит федерального бюджета передать региональным бюджетам, где дефицит средств составляет в среднем 40% и за счет этого увеличить ассигнования на социальную сферу. Либо в достаточной мере увеличить объем трансфертных платежей из федерального бюджета, но с росписью по отраслям народного хозяйства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Доходная часть бюджета необоснованно занижена на 2 триллиона в год из-за недостоверных проектировок нефтегазовых доходов. По мнению минфина нефтегазовые доходы бюджета сократятся с 10,1% ВВП в 2008 году до 5,8 % ВВП в 2011 году, а объемы добычи и экспорта нефти будут сокращаться. Что касается добычи, то с этим можно согласиться. Советские разведанные запасы подходят к концу, а новых никто не разрабатывал. Что же касается цен на нефть, то во всем мире никто не прогнозирует существенного ее падения. Однако Минфин прогнозирует снижение цены на нефть с 92 долларов за баррель в 2008 году до 72 долларов за баррель в 2011 году. В 2009 году доходы федерального бюджета в реальном выражении планируются на 1,2 % ниже уровня 2008 года. На 2010 и 2011 годы планируется повышение доходов на 1,2 % в год. Это ежегодный фокус Минфина планировать меньше, получить больше и отправить за границу. Сравните: в 2006-2008 годах среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1 %. Нет никаких оснований понижать уровень доходов и до 2011 года.

Налоговая политика остается прежней. Сокращение НДС, социального налога не предусматривается. Вносятся предложения по расширению налоговых льгот по каждому виду налога в отдельности, которые не уменьшат налоговый пресс, но внесут дополнительную неразбериху в отчетности.

За 2008 – 2011 годы рост расходов федерального бюджета составит 152,5 %. Опять же, если убрать 40 % инфляции, то рост составит всего 12,5 % за 4 года, этого явно недостаточно. КПРФ предлагала удвоить расходы федерального бюджета в 2008 году, тогда к 2011 году рост расходов был бы на уровне 227 %. Даже убрав отсюда уровень инфляции в 40 %, рост был бы значительным для всей страны.

Общегосударственные вопросы.

Расходы на общегосударственные вопросы сильно отличаются от запланированных год назад. Если первоначально большого увеличения ассигнований на эти цели не предусматривалось, то в текущем году на 2009 год запланировано увеличение ассигнований в полтора раза, почти на полтриллиона рублей. При этом процентные расходы увеличиваются всего на 14 % или 25 млрд. руб. а все остальное надо полагать пойдет на увеличение зарплаты чиновников. Однако в 2010 году с этой статьи расходов снимается 269 млрд. рублей. В 2011 году добавляется 58 млрд. и таким образом вместо первоначально запланированных 973 млрд. рублей в год, ежегодно будет расходоваться в среднем 1,15 трлн. рублей. Такое неоправданно высокое повышение затрат на содержание чиновничьего аппарата необходимо поправить. При формировании поправок необходимо изъять часть средств с этой статьи и передать более нуждающейся отрасли.

Национальная оборона.

Не смотря на нарастающий международный политический кризис и плачевное состояние Вооруженных Сил, оборона страны не получит существенных вливаний в модернизацию. На словах высшее руководство страны пытается угрожать противникам своею мощью, а на деле существенных изменений в финансировании Армии и Флота не предусматривается. Предложения КПРФ увеличить ассигнования на ВС в ближайшие 4 года в размерах: 1,6; 1,7; 1,8; 1,9 трл. рублей не поддержано Правительством РФ. В 2009 году ассигнования увеличиваются на 24,5 %, в 2010 – на 11 %, в 2011 – на 6,8 %. В общей сложности увеличение за три года составит 147,6 % или 484 млрд. руб. , что меньше, чем на общегосударственные расходы. Если же убрать 30 % инфляции, то расходы на оборону составят ничтожную сумму. Исходя из задачи возрождения целых оборонных отраслей, утраченных в результате распада СССР финансирование обороны на 2009 год и последующие годы должно быть увеличено не менее, чем в 2 раза.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Ассигнования на эти цели предусмотрено в размерах, предложенных КПРФ в прошлом году. Необходимо отметить, что в этой отрасли заметно повысилась зарплата, выплачивается регулярно и техническое оснащение приблизилось к нормальному.

Национальная экономика.

Расходы на эту важнейшую статью хотя и увеличены по сравнению с проектировками 2007 года на 200-500 миллиардов рублей в год, однако это увеличение в основном распространяется на госмонополии и не решает проблем возрождения экономики в целом. Запланированные объемы в 3 раза меньше предложенных КПРФ в прошлом году. До настоящего времени тормозится развитие механизмов бюджетного финансирования (банк развития, бюджет развития), а без государственной финансовой помощи экономика быстрого развития не даст. С июня 2007 по июнь 2008 года банком развития принято решение о финансировании 23 проектов на общую сумму 262 млрд. рублей. Это прогресс. Но прогресс черепашьими методами. Из всей этой суммы на сельское хозяйство выделено всего 4 миллиарда рублей. Российская корпорация нанотехнологий выделила 4,3 млрд. рублей на программу производства асферических оптических элементов и все. Росатом в стадии реорганизации и в текущем году получил 6 млрд. рублей на приобретение акций «Атомстройпроекта» Корпорация «Ростехнологии» тоже организуется и работает без бюджетных вливаний. Из всех целевых программ наибольший объем средств получает ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» 507 млрд. руб. в 2010 году и 635 млрд. руб. в 2011 году. Кроме того, в эти же годы на ремонт автомобильных дорог выделяется 123 и 156 млрд. рублей.

Общий объем инвестиционного фонда за 3 года составит 568 млрд. рублей. КПРФ предлагала 2,5 триллиона рублей в год. Естественно, с такими мизерными средствами можно только сделать видимость экономической политики, реально поднять экономику на мировой уровень такими ничтожными средствами ни за 3 года, ни за 10 лет не представляется возможным.

Сельское хозяйство получит от бюджета в 10 раз меньше, чем предлагает КПРФ. 72,6 млрд. рублей в 2008 году и 125 млрд. рублей в 2011 году, что составляет в объеме расходной части бюджета соответственно 1,03 % и 1,16 %. Совершенно очевидно, что курс на уничтожение российской деревни не изменился.

Жилищно-коммунальное хозяйство важнейшая отрасль жизнеобеспечения всей страны по-прежнему финансируется по остаточному принципу. Запланированные в 2007 году объемы финансирования трехлетнего бюджета увеличены, видимо на реальную инфляцию, но от предложений КПРФ отличаются в 6 раз. В объеме ВВП эти расходы предусматриваются на уровне 0,2 % по годам трехлетки со значительным снижением ассигнований в 2011 году. На июнь месяц 2008 года Фондом содействия реформирования ЖКХ рассмотрено 33 заявки от 29 субъекта РФ на предоставление финансовой помощи на сумму 18 млрд. рублей. За счет этих средств будут отремонтированы 17 тысяч аварийных домов и расселить 726 аварийных домов и таким образом улучшить жилищные условия 2,6 млн. человек.

Образование. По сравнению с проектировками трехлетнего бюджета в 2007 году, ассигнования на эту отрасль увеличены в среднем на 100 млрд. рублей в год. Однако эти средства не смогут вывести систему образования на нормальный уровень. Предложения КПРФ увеличить ассигнования на 200 млрд. рублей в год правительством не приняты. Расчет сделан на сокращение объемов бесплатного образования в связи с введением единого государственного экзамена. Как показала практика ЕГЭ надежно блокирует всякую возможность абитуриента поступить на бесплатное обучение.

Культура, кинематография, СМИ. Трехлетний бюджет изменен в сторону увеличения порядка 30 % в год. С учетом инфляции реальное повышение составит не более 20 % в год, что не решит проблем этой отрасли. Предложения КПРФ увеличить в 3 раза ассигнования на культуру не приняты правительством.

Здравоохранение и спорт. По этой отрасли ассигнования на трехлетку увеличены на 100 млрд. рублей в год за исключением 2008 года и приблизились к предложениям КПРФ. Основные расходы будут направлены на финансирование федеральных медицинских центров и повышение доступности качества медицинской помощи в первичном звене. Однако нацпроект «Здоровье» не решает задачи кардинального переустройства всей системы здравоохранения.

Социальная политика. Это единственная отрасль, где расходные обязательства снижены по сравнению с проектировками 2007 года. Расходы на эту отрасль в 3 раза меньше чем предлагалось КПРФ. При галопирующем росте цен и тарифов, снижать расходы на социальную политику это означает понизить жизненный уровень самых беззащитных категорий граждан.

Межбюджетные трансферты. Это, пожалуй, главная статья расходов, от которой зависит благополучие регионов страны. Правительство повысило расходы по этой статье, но незначительно. Предложение КПРФ увеличить вдвое трансферты не принято. Только в 2011 году межбюджетные трансферты достигнут 3500 млрд. рублей против 4000 млрд. предлагаемых КПРФ. Это означает, что первичное звено социальной сферы по-прежнему будет испытывать недостаток средств..

Кризис в демографии привел к тому, что Пенсионному фонду планируется перечислить в 2009 году 1655 млрд. рублей, в 2010 году – 2124,8 млрд. рублей, в 2011 году – 2324,3 млрд. рублей. Фонду социального страхования – соответственно 50,4, 61,8, 67,9 млрд. рублей. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования – 32,0, 32,2, 32,5 млрд. руб.

С 2010 года платить пенсионерам обещают не менее 30% от зарплаты. Для этого чиновники предлагают с 2010 года на 3% увеличить страховой взнос с доходов граждан, повысить поступления ЕСН с работодателей, а в перспективе увеличить возраст выхода на пенсию. Эксперты полагают, что Минфину удастся достигнуть 30-процентного показателя, но лишь за счет граждан и дополнительной фискальной нагрузки на бизнес.

Жизненный уровень населения не повысится. Огромный рост энергетических и транспортных тарифов даст виток повышения цен производителей и потребительских цен. Рост цен на продовольствие на мировом рынке также скажется на ценообразовании в России. Рост заработной платы будет уничтожен инфляцией. Повышение пенсий до уровня прожиточного минимума не решит проблему нищеты.

Рост тарифов и зарплаты

Наименование товаров и услуг

2006
Рост в %

2007
Рост в %

2008
Рост в %

2009
Рост в %

2010
Рост в %

2011
Рост в %

Услуги ЖКХ для населения

17,9

15,0

17,0

19,6-20,0

19,4-19,6

19,2-19,6

Пассажир. Перевозки ЖД транс.

12,0

12,0

14,0

13,0

12,0

14,0

Природный газ для всех потребит.

11,0

15,0

25,0

20,3

28,0

------------

Электроэнергия для всех потребит.

10,3

10,5

16,7

26,0

22,0

18,0

Заработная плата

13,3

17,2

13,9

 

10,5

9,9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект Трехлетнего бюджета 2008 года на первый взгляд выглядит несколько лучше прошлогоднего. Значительное повышение объемов расходов по всем отраслям производит впечатление, что правительство действительно серьезно взялось за подъем экономики и социальной сферы.

Однако это только видимость. Обман при расчетах доходов бюджета имеет место быть. Политика накопительства сохраняется. Инфляция сохраняется и будет наращиваться. В разработке бюджета основой по-прежнему являются нефтегазовые средства. Другой экономики правительство не знает. Товарное производство не наращивается. Вливание в экономику бюджетных средств незначительное, в основном в госкорпорации и не способно поднять производство на высокий конкурентный уровень. Социальная сфера остается в прежнем состоянии. Увеличение объемов финансирования по отраслям направляется на создание отдельных объектов, но не улучшает состояние отрасли в целом. Будет продолжаться рост тарифов и цен. Жизненный уровень понизится, не смотря на повышение зарплаты, пенсий и пособий, так как правительством до сих пор не выработан механизм сдерживания инфляции.

Идеология бюджета проста. Распродать все, что можно, внутренние цены приблизить к мировым, коммерческий кредит сделать недоступным. Местное самоуправление лишить стимулов к экономической активности. И главное : богатых сделать богаче – бедных беднее.

В этой связи КПРФ рекомендует:

а) Увеличить государственные расходы на инвестиции и не только в базовые отрасли. Большая часть этих средств должна пойти на создание рабочих мест в муниципальных образованиях исходя из местных потребностей и природных возможностей.

б) Снизить налоговую нагрузку на предприятия. Отменить НДС, понизить ЕСН и ввести регулирующие коэффициенты к другим налогам и платежам в зависимости от эффективности производства.

в) Увеличить покупательную способность населения и расширить емкость внутреннего рынка за счет снижения расходов населения, изъяв из всех тарифов фискальную и инвестиционную составляющие.


 

Секретарь ЦК КПРФ
Н.В. Арефьев