«Если при планово-директивном управлении объектом управления являлась производственно-хозяйственная деятельность предприятий…, то при планово-договорной форме объектом централизованного государственного управления остаются только макроэкономические процессы... Система планового управления приобретает сочетание общей целенаправленности воспроизводственного процесса с широкой самостоятельностью предприятий, отраслей и регионов».

«В условиях планово-директивной системы основным субъектом управления являлось государство и прежде всего верхние эшелоны. Остальные звенья хозяйственной системы, включая предприятия, выполняли лишь функции поставщиков информации для принятия решений и исполнения централизованно установленных заданий государственного плана. При планово-договорной системе субъектами управления являются все звенья хозяйственной системы, включая предприятия. Все они участвуют в принятии решений в соответствии со своим уровнем компетенции».

Важное авторское примечание: «Равноправие различных уровней хозяйственной системы обеспечивается принципом приоритета договора над планом. Это значит, что при наличии взаимного согласия заинтересованных хозяйствующих субъектов их решение является окончательным, даже если оно расходится с централизованно разработанными показателями. Вместе с тем, в отличие от индикативного («рекомендательного» - А.С.) планирования, при отсутствии согласия между заинтересованными хозяйствующими субъектами, решения, установленные плановыми индикаторами, становятся обязательными для исполнения. Такая полудирективная система означает реальную демократизацию хозяйственных отношений в процессе управления и позволяет обеспечить целенаправленное развитие экономики при широком учете интересов всех хозяйствующих субъектов».

При этом коренным образом меняется система ответственности: «При планово-договорной системе управления основной становится горизонтальная ответственность производителя перед потребителем в соответствии с заключенным договором».

От себя можно было бы добавить, что предприятия все равно будут выполнять «функцию поставщиков информации» для центра, но не отчетной (постфактум), а информации, так сказать, намерительной, содержащейся в договорах. Макропланирование тогда будет осуществляться не на вскидку, не «от достигнутого», а более точно – от уже запланированного «на местах» и взятого под «горизонтальную» договорную ответственность. Кибернетизация процесса рано или поздно сотрет здесь грань между макро- и микропланированием, более того, обратит «двухуровневость» управления в единый процесс в режиме реального времени и «без начала и конца». Буржуазная финансово-экономическая политэкономия, по сути политика денежного тоталитаризма, при планово-договорном социализме представится миру особенно затратной, примитивной и варварской.

Подготовил А.Б. Стройков