В конце прошлого года президент очень много рассуждал о необходимости модер­низации, преодоления сырьевого характера экономики России.

В оппозицию к нему встал премьер. На от­крытии первой очереди нефтепровода Вос­точная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) Путин на вопрос журналиста, когда в конечной точке трубы будет построен нефтеперерабатываю­щий завод, ответил буквально следующее: «Строить и создавать нужно то, что выгодно. Как это ни покажется парадоксальным, сегод­ня продавать сырую нефть экономически вы­годнее, чем нефтепродукты».

Сырая нефть стоит сегодня действитель­но дороже, чем произведённые из неё нефте­продукты, потому что ею торгуют в основном по фьючерсам (по сделкам, которые заклю­чались ранее или заключаются сегодня, а реализоваться будут в будущем). К тому же нефть - инвестиционный товар. Её покупают в основном для перепродажи. То есть нефтя­ной пузырь продолжает надуваться. Правда, Путин согласился, что нефтеперерабатываю­щие заводы с точки зрения стратегии нужны, но на сегодняшний день это противоречит эффективному извлечению прибыли, поэто­му продолжим гнать сырую нефть во все кон­цы мира.

Ради этого «Транснефть» приступила в прошлом году к строительству нефтепровода БТС-2 в обход белорусской территории. Он пройдёт из Брянской области на север вдоль белорусской границы до Усть-Луги Ленин­градской области, где нефть будут перевали­вать на танкеры и направлять далее в зару­бежные государства. Вот уж из этого проекта никакую прибыль не извлечёшь, его убыточ­ность ясна всякому, кто знает, что построен­ный в советское время нефтепровод «Друж­ба» напрямую качает нефть в Европу через территорию Белоруссии. Но что не сделаешь, чтобы лишний раз унизить союзную Белорус­сию, её президента Лукашенко, который ни­как не сдаёт социалистические позиции.

Нефтепроводы и газопроводы - страсть Путина, но только в том случае, если они эф­фективно приносят прибыль олигархам его клана. Помнится, нефтепровод в восточном направлении замышлял вовсе не Путин, а Ходорковский по маршруту Ангарск-Дацин. Стоимость проекта - 4 млрд. долларов. Со­глашение о строительстве заключил с Китай­ской компанией CNPC. Дальнейшая судьба олигарха Ходорковского известна, а ВСТО под патронажем Путина построен за 17 мил­лиардов. Что выиграл Путин, а что проиграла Россия в данном конкретном случае, подсчи­тать трудно.

Вот другой пример. Китайская компания CNPC предоставила «Роснефти» кредит в размере 6 млрд. долларов для покупки «Юган­скнефтегаза». В обмен получила право на по­купку 48,4 млн. тонн нефти, которые должны быть поставлены до 2010 года. «Роснефть» поставляет нефть в Китай по фиксирован­ной цене 17 долларов за баррель в течение шести лет. В последние пять лет средняя цена нефти 50 долларов за баррель. Сколь­ко за это время потеряла Россия? Около 12 миллиардов долларов. Но это Россия, мы с вами, вынужденные покупать бензин по цене, гораздо превышающей цену на этот продукт в США и многих других странах. А олигархи явно не внакладе.

Вернёмся к началу. Строить НПЗ не бу­дем. Может, и вправду лучше жить без этого «грязного» производства? Увы, в обратном убеждает, например, положение в соседнем с нами Иране. Он на третьем месте в мире по импорту сырой нефти. Для внутреннего потребления ввозит 40% бензина и … вы­нужден распределять бензин по карточкам, к тому же в любой момент может оказаться в крайне трудном положении, если кому-то за­хочется «поставить его на колени», объявив бензиновое эмбарго.

И России ждать того же?

Т. КОЖЕВНИКОВА ,
Обком КПРФ