Анатомия развала

Рыболовство – самая эффективная отрасль пищевой индустрии. Вложенные в рыбное хозяйство средства начинают окупаться немедленно.

При советской власти рыбное хозяйство нашей страны занимало первое место в мире. Таких отраслей было не более десятка. Добыча рыбы обеспечивала потребление её каждым гражданином СССР на уровне медицинской нормы. Это был вклад отечественных рыбаков в продовольственную безопасность страны.

Для демперестройщиков советское, даже если оно самое передовое, не годилось. Первый удар рыбной отрасли они нанесли, ликвидировав Министерство рыбного хозяйства. В СССР Минрыбхоз, сосредоточив в своих руках научные исследования, добычу и регулирование промысла, охрану и воспроизводство рыбных запасов, нёс ответственность за состояние сырьевых ресурсов. Затем последовало указание о срочной приватизации – до 01.10.1992 г. Это «мероприятие» диктовалось только политическим заказом. Урон от него был такой, что восстановиться рыбное хозяйство в прежних объёмах при нынешней власти не может.

С 1991 г. по настоящее время правительство 8 раз меняло структуру управления рыболовством. Рыбаков то подчиняли Минсельхозу, то выводили из-под его подчинения. Потом вообще разделили отрасль на две части: одна подчинена Минсельхозу, другая – Госкомрыболовству. Теперь очередная реорганизация Госкомрыболовства грядёт.

Это резко отрицательно сказалось на кадрах руководителей: многие опытные, по-настоящему профессионально подготовленные специалисты вынуждены были уйти. Пришли такие «спецы», которым не нужны космические и авиаисследования Мирового океана, промразведка, плавбазы, плавзаводы, супертраулеры. Вообще надо заниматься только прудовыми хозяйствами, но на создание прудов не тратиться, а зарыблять овраги, которых в России не счесть. Этот бред почище хрущёвской кукурузы за Полярным кругом.

Сегодня Госкомрыболовство, как и другие многочисленные контролирующие организации ни за что не отвечает: ни за своевременное оформление разрешений на промысел, ни тем более за развитие рыбного хозяйства в целом. Это ещё одна бюрократическая структура, к которой рыбаки вынуждены обращаться за квотами на вылов рыбы и морепродуктов.

Но в условиях российского бандитского рынка квоты – главная коррупционная составляющая в деятельности Госкомрыболовства. Платная система выделения квот породила порочную практику их продажи и перепродажи компаниям, находящимся ближе к рукововодству. Правительство России впервые в мировой практике заставило рыбаков оплачивать «аренду реки и моря». Изменили «реформаторы» и задачи отрасли: место обеспечения населения России дешёвой и качественной рыбопродукцией – обеспечение максимального поступления денежных средств в бюджеты различных уровней.

Трагедия Волго-Каспийского бассейна

В Волго-Каспийском бассейне обитало 98% мировых запасов уникального реликтового вида рыб-осетровых.

Сегодня эти запасы подорваны настолько, что правительство вынуждено ввести запрет на промысел. Мера эта никакого влияния на восстановление осетровых оказать не может. Россия прекратила промысел, а Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан добычу продолжают. Рыбаки этих стран благодарны российскому правительству за такой «подарок»

Кстати, после пресловутого запрета меньше осетровой продукции на рынках и в магазинах не стало. «Спасибо за запрет», - говорят и браконьеры-мафиози. Цены на все виды продукции из осетровых выросли в десятки раз. Один килограмм белужьей икры в Москве, в гастрономе №1, стоит 240 тысяч рублей (в Астрахани на чёрном рынке – 15 тысяч).

Ещё решено всю конфискованную браконьерскую продукцию из осетровых уничтожать во избежание злоупотреблений чиновниками. В условиях дефицита продовольствия уничтожать высококачественную деликатесную продукцию аморально! Да что до морали реформаторам. Предательским по отношению к России является решение сделать нефтедобычу на Каспии более приоритетной, чем развитие рыбной отрасли. Нефть выкачаем, биоресурсы угробим, с чем останемся?

То, что произошло с осетровыми, грозит сельди, судаку и других видам.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Обеспечить нормальные рыбохозяйственные пропуски воды через плотину Волгоградской ГЭС.
  2. Систематически расчищать каналы-рыбоходы.
  3. Строить новые рыбоводные заводы и нерестововыростные хозяйства.
  4. Улучшать условия нереста рыбы. Хорошо бы вспомнить Петра I, запрещавшего даже колокольный звон в период хода рыбы на нерест.
  5. Ужесточить борьбу с организованной преступностью – браконьерским мафиозными кланами. Неплохо бы перенять в этом плане опыт Ирана.
  6. Создать условия для восстановления и дальнейшего развития рыбохозяйственной науки.
  7. Выделять квоты на вылов рыбы и морепродуктов бесплатно.
  8. Освободить рыбодобытчиков на несколько лет от налогообложения.
  9. Обеспечить выделение необходимых средств и беспроцентных кредитов для строительства рыбопромыслового флота.
  10. Вернуться к личной ответственности за состояние биоресурсов. В СССР такую ответственность нёс Министр рыбного хозяйства.

Среди настоящих рыбаков миллиардеров нет

Все годы «перестройки» в массовое сознание внедрялся образ рыбаков как сборища браконьеров, только и думающих о том, чтобы свою мошну набить. Среди настоящих рыбаков олигархов нет. Это профессия мужественных, отважных людей, способных бороться со стихией и побеждать её.

Если бы высокопоставленные чиновники и их обслуживающая журналистская братия хоть раз побывали в осатанелой круговерти шалого каспийского штормины на рыбацкой посудине «всего на волосок от смерти и за две ночи от села», они бы никогда не относились к рыбакам с пренебрежением.

Рыбаки всех бассейнов! Объединяйтесь!

Сегодня рыбаки совершенно не защищены ни Госкомрыболовством, ни профсоюзами, ни законодательной, ни исполнительной властью. Рассчитывать приходится только на себя, на единство рыбаков всех бассейнов. Только сообща можно защищать и отстаивать интересы рыбной промышленности. Рыбаки Евросоюза подают рыбакам России достойный пример. В ответ на повышение цен на топливо они перекрыли рыболовными судами выходы из морских портов, парализовав работу всего флота нескольких стран, организовали забастовки, прекратили поставку рыбопродукции в торговую сеть и добились многомиллиардных дотаций на топливо.

Только выступая единым фронтом, можно выжить в условиях бандитского рынка.


 

Т.В. КОЖЕВНИКОВА