Морская держава - это не просто страна, которая строит корабли и имеет мощный военно-морской флот.

Морская держава - это государство, которое способно защитить свои границы и интересы на морях и океанах, это государство, национальная экономика которой способна эффективно использовать свой флот в интересах повышения общей конкурентоспособности промышленности.

Великой морской державой был Советский Союз. Славная история Военно-Морского Флота СССР начинается с выстрела "Авроры", возвестившего человечеству о рождении первого в мире социалистического государства.

Тысячи подвигов совершили советские моряки в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, ни один флот мира не был равен по мощи, а главное по образованности, высокому моральному духу моряков ВМФ СССР.

В жажде уничтожить СССР, наши противники стремились прежде всего лишить его выходов в океаны.

Вспомним книгу З.Бжезинского "Геостратегия для Евразии".

В ней предлагается так расчленить Россию, чтобы в выход в Балтику (вместе с Санкт-Петербургом) перешёл под контроль Германии, выход в Чёрное море (вместе с Крымом и Кавказом) под контроль Турции, выход в Тихий океан - под контроль Японии на Юге и США на Севере. Но "ещё народу русскому пределы не поставлены".

И сегодня российская военно-морская техника традиционно находится в числе лучших в мире, а по ряду характеристик превосходит зарубежные аналоги.

Россия сохранила научно-технический потенциал по созданию авианесущих кораблей. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" надежно охраняет российские морские рубежи

В стадии испытания находится корвет проекта 20380 "Стерегущий", строящийся для отечественного флота. В этом проекте воплощены все новейшие разработки в части корпуса и надстройки корабля, его вооружения и оборудования. Этот корабль является новой вехой в российском судостроении.

России принадлежит первенство в создании ракетных катеров, которые совершили революцию в военном деле, доказав, что малые корабли могут активно изменять ход боевых действий. Отечественная промышленность всегда творчески подходила к созданию боевых кораблей, используя достижения в других областях судостроения. Таких примеров немало. В частности, можно привести ракетный корабль проекта 1239 "Бора", который, используя создаваемую воздушную подушку под днищем корпуса скегового типа, способен развивать скорость до 60 узлов. Аналогов ему в мире не существует.

Другим примером служит самый большой в мире десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр", который может на скорости 60 узлов доставить боевую технику и личный состав усиленного батальона морской пехоты в полном снаряжении на значительное расстояние и высадить их на необорудованное побережье, непосредственно на сушу.

Россия первой в мире применила на практике механизацию днища кораблей малого водоизмещения. Формирование под корпусом воздушной каверны позволяет патрульному катеру проекта 14310 "Мираж" развивать скорость 50 узлов, уменьшить бортовую и килевую качку, а также удельный расход топлива.

Но беда в том, что очень многое в нашем судостроении держится на экспортных заказах. Сегодня Россия имеет около 20% мирового экспорта военных кораблей.

Что родному флоту достаётся? Немногое, порой топлива нет, чтобы от причала отойти.

"И всё-таки: нам никогда не прожить без морей".

Флот - это не только корабли, это люди, верные традициям дедов и отцов, влюблённые в своё дело, спаянные боевым братством.

Мы верим: возродится социалистическое Отечество, возродится и былая мощь нашего военно-морского флота.

Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый секретарь обкома КПРФ, капитан II ранга запаса