Начало

Помнится, года два назад один из читателей «АП» подметил, что «новорусской» буржуазии некоторое время не нужно мешать, дабы потом ей некого было бы винить. Я откликнулся тогда, что логически это остроумно, но практически опасно для самой человеческой цивилизации! Написал и смутился: не слишком ли пафосно моё возражение? И вот читаю у Ф.Н. Клоцвога: «Противоречия, присущие капиталистическому обществу, достигли в мире уровня острейших конфликтов, грозящих уничтожением человечества».

Автор рассматривает важнейшие из этих конфликтов.

1. «Ключевым противоречием капиталистической системы является противоречие между общественным характером труда и частновладельческим характером присвоения». В чём же заключается обострение этого конфликта? «Развитые капиталистические страны постарались ослабить внутреннее неравенство за счет усиления неэквивалентных отношений с другими странами мира».

2. «… Нарастающее несоответствие между непрерывно растущим потреблением человеческого общества и реально имеющимися мировыми ресурсами».

Речь идет о так называемом «сверхпотреблении» в развитых странах мира. Структура капиталистического сверхпотребления такова: «паразитическое потребление сверхбогатых слоев населения, превышающее уровень рациональных физических и духовных потребностей людей»; «нерациональные затраты, обусловленные рыночным характером капиталистической экономики» (посреднические издержки, обусловленные необходимостью конкурентной борьбы); «недогрузка мощностей, неизбежная в условиях рыночной экономики»; «гигантские расходы на содержание армии и других силовых структур».

3. «… Нарастающее противоречие между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственным развитием общества».

«Революция в сфере информационных средств и технологий обрушила на человека огромную массу несистематизированной информации, в которой, как правило, человек тонет, теряя морально-нравственные структуры».

4. «Противоречие между интернационализацией (глобализацией) общественной жизни и ростом национализма …» «Глубинную основу роста националистических традиций составляет борьба национальных элит с наступлением могущественных транснациональных монополий.

Обостряющаяся борьба ТНК за мировые ресурсы сопровождается подавлением национальной самобытности культуры, что вызывает естественную ответную редакцию».

5. «Острым противоречием современного мира является мировоззренческий конфликт между религиозным фундаментализмом и научным материалистическим мировоззрением».

6. «… Серьезно обострилась проблема взаимоотношения личности и общества».

«Философия индивидуализма … даёт моральное право более сильному подчинять себе более слабого, заставлять его работать на себя. Утверждение этой философии неизбежно ведёт к культу сверхчеловека, нарастающим общественным конфликтам».

«Более сильный должен иметь лишь одну привилегию – привилегию больше отдавать обществу. В первую очередь это относится к интеллектуальному, творческому труду. Интеллектуальный труд не может редуцироваться, приводиться к простому физическому труду. Поэтому говорить об эквивалентном возмещении интеллектуального, творческого труда просто бессмысленно».

Это вовсе не означает призыва к уравниловке. Люди творческого, интеллектуального труда имеют приоритетное право на получение благоприятных условий для жизни и творчества. Однако никто не имеет права на паразитическое потребление, превышающее уровень разумных потребностей. Из истории известно, что подлинно творческие люди отличались бытовой скромностью и отдавали все свои творческие способности обществу, не стремясь за это получить эквивалентное материальное вознаграждение. Напротив, склонность к роскоши, к паразитическому потреблению, как правило, характерна для людей интеллектуально, духовно и нравственно ограниченных. Пока эти простые истины не станут нравственной нормой человеческого общества, ему грозит всё увеличивающаяся опасность.

Продолжение следует.

А.Б. СТРОЙКОВ