12 февраля текущего года фракция «Единая Россия» продавила в Государственной Думе закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слово «совершенствование» означает на языке «единороссов» прежде всего перевод с бесплатного на платное и преследует цель обойти 41 и 43 статьи Конституции РФ, предоставляющие право гражданам на бесплатное лечение и образование в государственных и муниципальных учебных и лечебных учреждениях. Это главное!
Наряду с образовательными и лечебными учреждениями законом предусматривается коммерциализировать и другие государственные учреждения, заставить их вместо того, чтобы исполнять государственные функции зарабатывать деньги на свое содержание.
При огромных финансовых накоплениях (445 млрд. дол.), работающих на США, правительство предлагает не платить бюджетным учреждениям, а посадить их на прокорм к нищающему народу.
Закон предусматривает внесение изменений в целый ряд законов, регулирующих деятельность государственных учреждений: изменение их правового статуса из государственных учреждений в «некоммерческие» организации и федеральные казенные учреждения. Для рядового читателя статус мало о чем говорит, но сегодня уже следует понимать, что учреждение, организация, предприятие, общество - это разные вещи, и сфера их деятельности совершенно разная. Учреждение создается, как правило, государством для управленческих и социально- культурных целей и финансируется из бюджета, но вот если его перевести в статус организации, то оно уже будет иметь право заниматься коммерческой деятельностью. Вот этого и добивается правительство. Причем не дать право, а обязать зарабатывать деньги.
Против этой идеи, вроде бы, тоже будут не все. Что плохого, если, к примеру, школа будет зарабатывать средства? Ничего плохого нет! Плохо то, что школа в силу своей специфики может получать деньги только за обучение детей, а это означает, что платить за образование своих детей будете вы, граждане. Теперь понятно?
Изменение статуса влечет за собой изменение характера деятельности учреждений. То есть кроме исполнения государственных обязанностей, эти учреждения должны будут зарабатывать деньги на свое содержание. Это относится не только к школам и больницам, но и к ВУЗам, научным учреждениям, музеям и архивам, воинским соединениям, военкоматам, СИЗО, тюрьмам, службам безопасности, внешней разведке, интернатам для престарелых и инвалидов, лепрозориям, психоневрологическим диспансерам и психиатрическим больницам, противочумным станциям и даже системе ГАС-выборы!
Мало кто может представить, как будут зарабатывать врачи в психоневрологическом диспансере, лепрозории (где лечат проказу), надзиратели в тюрьме. Как будет зарабатывать внешняя разведка? Представить сложно. Но все это ассоциируется с чем-то нехорошим.
Зато все хорошо представляют, как будет зарабатывать система Гас- выборы! Кто больше заплатит, тот и победит на выборах.
Предлагается максимально упростить процедуру изменения правого статуса государственного учреждения:
- изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования;
- изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.
В нынешней ситуации все эти предложения правительства приведут к массовому уничтожению учебных и лечебных учреждений в сельской местности. Объем субсидий под государственный или муниципальный заказ законом не определен. Скорее всего, он будет определяться, исходя из возможностей кризисного бюджета. Возможностей платить за обучение детей, лечение у сельского населения нет. Задолженность учреждения по зарплате, налогам или коммунальным платежам приведет к банкротству, при котором учреждение будет отвечать всем своим имуществом, за исключением особо ценного. Государство устраняется от субсидиарной ответственности.
При этом закон ничего не говорит о конституционной норме, об обязательном основном общем образовании, которое должно финансировать государство.
Кроме этого, предлагается создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которых, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г . всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
При этом процедура перевода учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
Законопроект содержит нормы, запрещающие без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Однако на практике собственник - это глава села или зав. РОНО, и они будут решать, что закреплять за учреждением.
Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
А кто даст гарантию, что директор школы или главврач больницы не распродаст имущество? Вспомните, что было с нашими колхозами!
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. (Право дадут, иначе, зачем же городить огород?) Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества государство или муниципальное образование.
Все эти учреждения будут работать на основе государственных (муниципальных) заданий для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников. А это уже норма принуждения зарабатывать только за счет основной деятельности, допустим, учить детей.
Государственные (муниципальные) учреждения будут платить налоги: «Налог на добавленную стоимость», «Налог на прибыль организаций», «Государственная пошлина», «Для сельскохозяйственных товаропроизводителей», или по «Упрощенной системе налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.
На учреждения будет распространяться закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» изменений в части распространения его положений на казенные учреждения.
Много дополнений внесено в механизм управления и распоряжения имуществом бюджетных учреждений, преследуя цель заблаговременно предусмотреть все нюансы неизбежного банкротства.
Выступление в гражданском обороте бюджетных учреждений требует равенства ответственности и возможности для восстановления нарушенных прав контрагентов бюджетных учреждений, чего закон не предусматривает.
Правоприменительная практика подобных положений закона значительно ухудшит положение уже существующих контрагентов таких организаций.
Нормы законопроекта имеют ярко выраженную потенциально коррупционную составляющую и приведут к существенному ухудшению социального обеспечения российских граждан.
Законопроект направлен на коммерциализацию социальной сферы, на отстранение государства от исполнения своих обязанностей перед своими гражданами и позволяет переориентировать высвободившиеся финансовые потоки для повышения благосостояния криминальной олигархии России.
Н.В. АРЕФЬЕВ ,
Первый секретарь Астраханского обкома КПРФ