Среди астраханских комсомольцев немало таких, по трудовым книжкам которых можно изучать историю комсомольских строек послевоенных лет. Один из них Сергей Иванович Матвеев. Родился в 1939 году в с. Петропавловке. В семье было четырнадцать детей. В 1941 году отец ушел на фронт. Ушел и не вернулся, как очень многие защитники Отечества.

Что скрывать, очень бедствовали. Работать пошел после 4-го класса школы, да и в школьные годы учебы помогал по хозяйству дома, в колхозе. Затем учился в школе механизации, стал бульдозеристом. По этой специальности начал работать в Лиманском районе, где осушали болота под рисовые чеки. Потом была армия. Попросился в специальный инженерно-саперный батальон: обезвреживал мины и снаряды, что пролежали в земле и под водой 12 лет, со временем Великой Отечественной. После армии вернулся в Астрахань, работал в депо бандажником. А тут призыв на целину. Пришел в райком, попросил путевку, поехал. Жил в юрте у казахов, с которыми очень подружился. Распахивал целинные земли в Базар-Тюбинском районе. «Если танк Т-34 – лучший танк Отечественной войны, то трактор ДТ-54 – лучший трактор на целине, а уже трехлемешному нашему плугу из магнитогорской стали и вообще, наверное, равных нет. Земля веками не паханная, из-под лемехов порой искры летят, а он поднимает пласт за пластом и не стесывается» - вспоминает Сергей Иванович. Параллельно осваивал многие рабочие специальности. Старшие товарищи учили. Молодежные коллективы, бодрый ритм жизни на комсомольских стройках, а главное – великий результат коллективного труда, когда за считанные годы, а то и месяцы возникали не только производственные объекты, но и прекрасные города – увлекал. И одна комсомольская путевка сменяла другую: на строительство железной дороги Абакан-Тайшет, на Братскую ГЭС, на Усть-Илимскую ГЭС. А когда из комсомольского возраста вышел, на строительство автомобильного завода в Тольятти поехал уже в качестве наставника, как классный специалист.

- Было трудно?

- Было. Но не труднее, чем нашим отцам в Отечественную. Но ведь и труд наш ценился по достоинству. Шалаши, юрты, балки, палатки – это самые первоначальные этапы строительства. Жилье возводили такими же рекордными темпами, как и все производственные объекты. В Братске, Усть-Илимске квартиру мог получить через полгода, в Тольятти переселился из общежития в отдельную благоустроенную квартиру через семь месяцев. Ежегодно ездил отдыхать на черноморские курорты. О нужде военного и послевоенного времени стали забывать. А зря. Пока мы пахали, строили, песни пели, те, кто нам путевки выписывал, шуршали в кабинетах бумажками да все размышляли: как бы, кому бы всю эту братию вместе с результатами ее труда повыгоднее продать. Хозяин нашелся. А тут мы проморгали этих предателей продажных. Они теперь у своих заокеанских хозяев кто губернатор, кто советник губернатора, кто вроде бы хозяин и ГЭС, и нефтепроводов, и прочего, но и электроэнергия, и нефть текут «за бугор», а мы – лишние в своей великой стране.

Вот услышал по телевидению: первый китайский космонавт мечтает, чтобы его выбрали первым парторгом первой организации Коммунистической партии Китая на Луне. Вполне возможно, он осуществит свою мечту. А ведь еще более 45 лет назад мы о большем мечтали: «Ну, а если б на Марс путевку, я поехал бы на годок», «И на Марсе будут яблоки цвести» - пели мы с твердой верой, что все это мы сможем. И смогли бы, да бдительность потеряли.

Т. Лобастова