06007(Начало в №№28-29)

Что определяет содержание духовной жизни общества?

Дарвинизм и марксизм дают нам научное объяснение развития природы и общества. Источники развития находятся в самой природе и в самом обществе.

Существует и альтернативная (ненаучная) точка зрения, что источник развития находится якобы вне системы. Проще говоря, некая сверхъестественная сила сидит на небесах, крутит ручку и приводит весь мир в движение. К таким курьезным выводам приходят идеалисты и метафизики. Идеалисты считают внешний мир порождением духа (бога) и отрицают возможность его познания. А метафизики убеждены, что мир находится в состоянии вечного покоя и неизменности.

Из всего многообразия проблем, разрешением которых занималась философия как самостоятельная область знаний, выделился в качестве основного вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к природе (основной вопрос философии). Это вопрос является основным, ибо в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Философы разделились на два больших лагеря – идеалистов и материалистов, в зависимости от того, что они считали первичным – бытие, природу или сознание, мышление.

Мы – коммунисты. Следовательно, мы материалисты и диалектики. Как материалисты, мы полагаем, что внешний мир познаваем и существует независимо от сознания человека. Как диалектики, мы считаем, что мир находится в постоянном движении и развитии.

Сознание человека является функцией «того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека» (Ленин).

Материя – объективная реальность, данная нам в ощущении, существующая вне нашего сознания и независимо от него. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неучтожима, она находится в состоянии вечного движения и изменения. В мире нет ничего, кроме движущейся материи в ее многообразных проявлениях.

Сознание человека – производное материи (материя первична). Вторичность сознания по отношению к материи (к бытию) проявляется в том, что сознание возникает лишь на известной ступени развития природы (даже у высших животных сознание отсутствует), что общественное сознание в целом – духовная жизнь общества – определяется условиями материальной жизни общества, способом производства материальных благ.

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).

Под общественным бытием марксизм понимает условия материальной жизни общества, прежде всего — способ производства. Под общественным сознанием – философские, политические, религиозные взгляды и т.п. Маркс установил, что общественное бытие определяет общественное сознание (общественное бытие является первичным в отношении общественного сознания). Какими являются условия материальной жизни общества, такими являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения общества.

Но в одном обществе часто существуют различные общественные взгляды и теории. При капитализме, например, существуют как буржуазная, так и социалистическая идеологии. Дело в том, что содержание общественных идей определяется условиями общественного бытия тех классов, которые они выражают.

Какую бы общественную теорию мы ни взяли, ее корни всегда уходят в общественное бытие, в материальные условия жизни общества. Поэтому основу общественного развития надо искать не в сознании людей, а в их общественном бытии, в развитии производства материальных благ.

«Падение утопистов, в том числе народников, анархистов, эсеров, объясняется, между прочим, тем, что они не признавали первенствующей роли условий материальной жизни общества в развитии общества и, впадая в идеализм, строили свою практическую деятельность не на основе потребностей развития материальной жизни общества, а независимо от них и вопреки им строили на основе «идеальных планов» и «всеобъемлющих проектов», оторванных от реальной жизни общества» (Сталин).

Приведем картину из далекого прошлого. На высокой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные, мускулистые, красивые. Маленькие дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают по скале, играют, догоняют друг друга, карабкаются на камни. Мирная, спокойная жизнь, казалось бы. А собрались эти люди потому, что сейчас с этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям, обременяет их, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб, хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь в суровых условиях – он должен погибнуть!

Не стоит даже спрашивать, нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А предкам – далеким нашим предкам – это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали их на такую жестокость. Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но помочь им не могли: законы общества оказывались сильнее жалости.

«Каков способ производства у общества, таково в основном и само общество, таковы его идеи и теории, политические взгляды и учреждения. Или, говоря грубее: каков образ жизни людей, таков образ их мыслей» (Сталин). 

«Значит, ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый данный исторический период, – в экономике общества» (Сталин).

«Общественные отношения тесно связаны с производительными силами. Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способ обеспечения своей жизни, – они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзереном (феодалом) во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом» (Маркс).

Обращаем ваше внимание, что основу общественных теорий, политических порядков, нравственных отношений нельзя искать непосредственно в производительных силах. Так, в СССР и в развитых буржуазных странах в производстве использовались одинаковые станки, а политический строй, идеология, моральные принципы в корне были противоположны. Поэтому правомерно сделать вывод, что основой духовной жизни общества является система производственных отношений.

Возникнув на основе общественного бытия, общественное сознание в свою очередь воздействует на это бытие. Новые, прогрессивные идеи, взгляды, теории, отражая интересы передовых, прогрессивных сил общества, помогают борьбе со старым, отживающим, облегчают движение общества вперед. «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс). Влияние сознания на материю особенно ощутимо на стадиях развития и становления коммунистической формации.

Что такое базис и надстройка?

Каждая ступень общественного развития (общественно-экономическая формация) характеризуется исторически определенным экономическим строем (базисом) и соответствующей ему надстройкой. Базис находится в основании всей конструкции, над ним возвышается надстройка. 

Базис — совокупность производственных отношений, экономический строй общества, соответствующий определенной ступени развития производительных сил. Надстройка – соответствующие данному базису политические и правовые учреждения и определенные формы общественного сознания. С изменением экономического строя общества, его базиса, происходит изменение и в надстройке. Надстройка играет важную роль в общественной жизни, она помогает развитию базиса и способствует его укреплению. Оказывая серьезное влияние на базис, надстройка ускоряет или, наоборот, замедляет развитие общества.

Базис социалистического общества коренным образом отличается от базиса капиталистического общества. Социалистический базис характеризуется господством общественной собственности на средства производства. Капиталистический базис означает господство частнокапиталистической собственности на средства производства и эксплуатацию наемного труда.

В основе смены общественного строя другим лежит смена различных форм производственных отношений, т.е. различных базисов. С изменением экономического строя общества, его базиса, происходит изменение и в надстройке.

Надстройка играет активную роль в общественной жизни, она помогает развитию базиса и способствует его укреплению. Оказывая серьезное влияние на базис, надстройка ускоряет или, наоборот, замедляет развитие общества.

Выводы

В основе современного учения об эволюции природы и в основе формационного учения о развитии общества лежит марксистская диалектика.

Процесс развития в природе и обществе следует понимать, как движение поступательное, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от низшего к сложному.

Общественный труд и речь были самым главным, что превратило людей, которые еще не вполне вышли из животного состояния, в настоящих людей. В дальнейшем процесс развития орудий, средств производства и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов – законов общественно-исторического развития.

История общества есть история сменяющих друг друга способов производства, причем каждый последующий способ производства является более прогрессивным по сравнению с предыдущим. В основе прогрессивного общественного развития лежит развитие производительных сил и соответствующих им производственных отношений

В антагонистических формациях прогресс нередко должен прокладывать себе путь насилием, вооруженной борьбой. Смена одного общественного строя другим, более прогрессивным, не может произойти сама собой, самотеком, даже, если производственные отношения превратились в тормоз прогресса. Чтобы это произошло, нужно сломить сопротивление реакционных классов, которые стоят на защите старых производственных отношений. В этом и состоит исторический смысл революционной борьбы угнетенных классов.

В каждый данный момент истории класс, заинтересованный в дальнейшем развитии общества, выступает, как класс прогрессивный, революционный. До конца прогрессивным классом современного капиталистического общества является пролетариат, возглавляющий борьбу всех трудящихся за высший общественный строй – коммунистическое общество.

В процессе общественного развития могут быть отклонения от восходящей линии – зигзаги, попятные движения и периоды временного застоя. Однако, как показывает история, ее прогрессивный ход никому не удавалось надолго повернуть вспять.

Продолжение следует