2010 год - Год учителя. Дмитрий Медведев пообещал, что государство сделает всё, чтобы учитель стал уважаемой фи­гурой в обществе. Но, увы, это лишь обещания. Пока что го­сударство снижает зарплату учителям, придумав хитроумную систему оплаты труда учителя (НСОТ), главным критерием ко­торой стало число учащихся в классе.

Получается, что сельские учителя малокомплектных школ поставлены в неравные условия с городскими учителями, где наполняемость классов гораздо выше. То есть они заранее об­речены на более низкую зарплату по сравнению с учителями крупных школ.

О каком возрождении села может идти речь, если молодые учителя в небольших сельских школах, начинающие свою ра­боту, получают не более 4–4,5 тысячи рублей? Кто при таких условиях поедет жить и работать в село? Малокомплектных школ становится всё меньше и меньше. Их судьба была реше­на уже давно. Ещё 16 марта 2006 года на заседании Совета за­конодателей тогдашний Президент РФ Путин В.В. сказал: «Ма­локомплектные школы съедают большое количество денег...» Чему удивляться? Команда на уничтожение была дана. Ведь к чему идет всё: к созданию элитных школ и жалкому существо­ванию остальных.

А вот в Псковской области этим летом родители сумели- таки с боем отстоять шесть школ, уже приготовленных к «опти­мизации».

В прошлом году захотела власть отобрать у педагогов- селян последние льготы. Школьные профсоюзы разослали ре­комендации по всем сельским школам, где были чётко распи­саны простые инструкции составления писем об отмене льгот. Учителя направили в Москву тысячи таких писем с требовани­ем льготы оставить. Молчком, но оставили! О чем это говорит? О том, что власть все-таки вынуждена реагировать на градус общественного мнения.

В моём представлении учитель - это тонко чувствующий человек, способный к сочувствию и состраданию, любящий де­тей, творчески мыслящий, и уж ни в коем случае не похожий на человекоподобного робота. Мне представляется, что совре­менный педагогический процесс развития и формирования личности через образование имеет промахи. Главный из них – перестановка акцентов: учитель теперь далеко не призва­ние. Скорее должность. И теперь учитель в первую очередь за­рабатывает деньги, а не закладывает «первые камни» в фун­дамент общества.

Никогда в России, в Советском Союзе учителя не занима­лись «образовательными услугами», не торговали тем, что знали. Учителя занимались ПРОСВЕЩЕНИЕМ, которое ныне убрано из названия учительского Министерства.

Нынешняя система образования позволяет школьникам не учить те предметы, которые им «не нужны», говоря, что школьные педагоги не дают «нужных» знаний.

Николай Добролюбов ещё в позапрошлом веке сказал: «Оправдывают своё невежество неискусством учителей толь­ко те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и всё ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти».

Воспитание не может иметь окончания, поэтому учителя не бывают современными или несовременными. Они, оставаясь в прошлом, даже своим отсутствием в непосредственной бли­зости очень многому учат своих учеников. Поэтому профессия учителя, педагога, несмотря на отсутствие особой популярно­сти, не исчезнет, как бы ни менялась система образования.

Так как идеальный образ учителя будущего у современно­го ученика формируется сегодня, то сегодняшние школьники – будущие родители, которые будут вырабатывать представ­ление об учителе у следующего поколения. Получается, об­щество стабильно опаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать ломать сложившийся стереотип в обще­стве уже сегодня? И это должны делать в первую очередь учи­теля.

Учителей талантливых, незаурядных, честных и опытных ещё немало, в том числе в нашей области. Успехов всем вам в вашем подвижничестве, с началом нового учебного года!

Геннадий РОСТОВСКИЙ