140-летию со дня рождения Н.К. Крупской.

Профессиональная революционерка, жена и соратник Ленина Надежда Констан­тиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Петербурге. Ее отец, офицер царской армии, был человеком передовых взглядов, поддерживавшим даже связи с I Интернационалом.

Мысли о чудовищной несправедливости устройства царской России пришли к Круп­ской очень рано и в конечном счете подтолкну­ли ее к идеям Маркса. «Марксизм дал мне ве­личайшее счастье, какого только может же­лать человек: знание, куда надо идти, спокой­ную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он прави­лен, никогда не было», - вспоминала она.

После окончания с золотой медалью част­ной гимназии Оболенской Крупская занима­ется на Высших женских (Бестужевских) кур­сах в Петербурге. С 1890 года она состоит в марксистском кружке. В 1891-1896 гг. бес­платно преподает рабочим в вечерне-вос­кресной школе за Невской заставой, как обу­чая их элементарной грамотности, так и ведя революционную пропаганду. В 1894 году происходит ее знакомство с Лениным.

Крупская участвует в деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», ее арестовывают и высылают. Ссылку она отбы­вала вместе с Лениным в Шушенском. Там же в 1898 году они и поженились. Характеризуя Ильича в известной анкете Института мозга, Крупская заметила, что он пел баритоном и первым в репертуаре назвала «Нас венчали не в церкви». «С тех пор, - писала впоследствии Крупская, - моя жизнь шла следом за его жиз­нью, я помогала ему в работе чем и как могла». Как ближайший сотрудник Ленина, она, вспо­минал М.Н.Покровский, «...делала то самое, что делают теперь настоящие хорошие «за­мы», - разгружала Ленина от всей текущей ра­боты, сберегая его время для таких крупных вещей, как «Что делать?». В ссылке она пишет свою первую книгу «Женщина-работница».

После отбывания заключительного этапа ссылки в Уфе Крупская отправляется к Ленину в Мюнхен. В предшествовавшие революции годы деятельность Крупской была, в частно­сти, связана с работой большевистской прессы: она готовила будущих корреспондентов «Искры», была секретарем редакции этой газеты. После того как в 1907 году Ленин и Крупская вынуждены были вновь эмигриро­вать, Крупская в Женеве работает секретарем газеты «Пролетарий», затем газеты «Социал-демократ». В 1913-1914 гг. принимает уча­стие в организации издания легального боль­шевистского журнала «Работница». Она также участвовала в организации знаменитой па­ртийной школы в Лонжюмо, преподавала в ней.

В те же годы из-под пера Крупской выходят статьи по актуальным вопросам педагогики и народного образования. В 1915 году она за­канчивает работу над книгой «Народное обра­зование и демократия», ставшей, по сути, пер­вым марксистским трудом в области педаго­гики.

После Октябрьской революции ее усилия были направлены на создание советской си­стемы народного просвещения. Крупская за­ведовала отделом внешкольного образования Наркомпроса, занимала пост заместителя наркома просвещения. Вместе с А.В.Луначар­ским и М.Н.Покровским она работала над под­готовкой первых декретов по народному обра­зованию.

Еще накануне Октябрьской революции Крупская писала о необходимости введения всеобщего обязательного и бесплатного обу­чения - это, как мы знаем, большевики, придя к власти, выполнили. Крупская также говорила о необходимости организации профессио­нальных курсов на фабриках, устройстве бес­платных яслей и т.д.

Особое внимание она уделяла борьбе с дет­ской беспризорностью, работе детдомов, до­школьному воспитанию. Крупская была орга­низатором добровольных обществ, таких, как «Долой неграмотность», «Друг детей».

Н.К.Крупская стала первым в СССР докто­ром педагогических наук (1936). Оставленное ею теоретическое наследие составляет 11 то­мов трудов по педагогике.

«Советская Россия»,
№3 от 19 февраля