Замечали, как подростки начи­нают говорить и думать фразами и образами из тысячекратно услы­шанной и увиденной рекламы? Так и взрослые люди начинают мыслить штампами, казалось бы, неизвестно откуда взявшимися.

Штампы эти обычно представляют собой расхожие «прописные истины», афоризмы, пословицы, поговорки и т.п., т.е. всё, что хорошо запоминается. Па­мять в этом случае может замещать раз­мышление. Размышляющий вслух или письменно человек прибегает к штампам ради пояснений («иллюстраций») своих мыслей (говорят ещё: «ради красного словца»). Мыслящий же штампами чело­век не столько мыслит (т.е. логически свя­зывает свои впечатления и образы через общепринятые понятия и слова), сколько вспоминает, что по этому поводу обычно говорят и пишут. А вспоминаются обыч­но краткие изречения, байки, анекдоты и т.п.

Вот эта способность быстрого извле­чения из памяти нужного мыслительно­го штампа (в своём роде «остроумие») очень востребована буржуазным суще­ствованием.

Недаром буржуазия ценит не много­думное творчество, а остроумный «креа­тив» как способность быстрого заполне­ния неожиданной паузы («дурак родился») в разговоре, в моде, в экономическом и политическом безвременье. Психологи­ческая суть буржуазной жизни - в «пиа­ре» и в рекламе: создать новый мыслитель­ный штамп, при этом обмануть «красиво», так, чтобы обманутый чувствовал себя не обманутым, а проигравшим более «креа­тивному», более «остроумному». Путём бес­конечного повторения внедряется мысль: чтобы хорошо, зажиточно жить, нужно обя­зательно быть мошенником, аферистом, но мошенником и аферистом с «креативом», с поправкой на «гуманный» XXI век, т.е. оби­рать «всех и понемногу».

Тогда, мол, наступит некая лёгкость буржу­азного бытия - когда все рискуют одинаково, не разоряясь при этом до нитки.

И если ещё в XVII веке идеолог английской буржуазии Френсис Бекон ввёл в оборот мыс­лительные штампы «человек человеку волк» и «война всех против всех», то весь нынешний «креатив» буржуазных рекламщиков сводится к детскому передразниванию: «человек чело­веку игрок» и «игра всех против всех». Массы людей, думающих штампами, но не столь «остроумно», на собственном опыте испы­тали капиталистический грабёж именно «до нитки», а потому извлекают из своей памяти грозные антибуржуазные «штампы» рубежа XIX-XX веков: «классовая борьба», «экс­проприация экспроприаторов», «диктатура пролетариата» и т.д.

Как же реагируют буржуазные «остроум­цы»? О, весьма злоумышленно и живодёрски! С одной стороны, спаивают под бесконечные «телерадиохохмы» (по старинке, вроде бы, пы­таясь «просто отупить и оболванить»), а с дру­гой - вводят в расслабленный алкоголем мозг так называемые «психовирусы», разрушающие (помимо прямого действия алкоголя на физио­логию мозга) способность мышления даже штампами, т.е. сводящие человека с ума.

«Психовирус» сродни «кибервирусу»: их не пощупать, как не пощупать «информацию». По­этому «психовирус» называют ещё «инфопси­хическим вирусом». Психовирус, повторимся, разрушает не материальный субстрат мозга, (а следовательно, и на мыслительную функцию), а непосредственно мыслительную функцию, отвечающую за поведение, на адекватность внешним условиям.

Как пишет один психиатр в «ЭФГ» (№49, декабрь 2009г.), «нет и не будет адекватности там, где правильными признаются два взаи­моисключающих ответа». Поясняющая цитата: «Вот практический пример. Адекватно ли бюд­жетнику РФ брать ипотеку (если дают)? С одной стороны, адекватным поведением будет отказ, потому что понимаешь, что однозначно не по­тянешь. С другой - жить как-то и где-то надо, никакого другого выхода к жилью не видно, и адекватным становится согласиться. Вы по­нимаете, что это значит для психики?! С одной стороны, адекватное и доказуемое «нельзя», а с другой - столь же адекватное и доказуемое «надо». Загрузи такую задачку в компьютер - у него плата перегорит и дым из всех щелей по­валит. А её загружают в живой человеческий мозг - каковы подлецы!

При желании здесь можно возразить в том отношении, что понятие «вируса» берётся слишком расширительно - «суверенный капи­тализм» РФ и есть дурдом. Но психиатр этим примером просто объясняет, как действует психовирус.

«Русских берут на том, что им по характе­ру близко. «Жильё необходимо, но оно недо­ступно». Как же жить, если необходимое недо­ступно? Как же можно жить, если недоступное необходимо?! Это же не вирус, а целый вируси­ще, от которого миллионы людей сходят с ума, вешаются, вскрывают вены, поддаются пьян­ству и наркомании, женщины идут на панель, мужчины - в криминал и т.д. и т.п.»

А вот и о «пьяном» психовирусе: «Ещё один отчётливый психовирус ельцинских времён - пьянство, но данное как альтернатива стяжа­тельству. Если принять эту модель, активно навязываемую СМИ (при ельцинизме всякий не­стяжатель, чтобы хоть как-то сохранить досто­инство, независимость и лицо, вынужден был картинно пьянствовать), то снова рождается неразрешимый парадокс равноценно-двойной адекватности. Принимай пьянство, потому что стяжательство омерзительно, или принимай стяжательство, потому что пьянство омерзи­тельно. Отвергнуть же и то и то уже означает политический выбор, антисистемность, гаран­тированную маргинальность. СТРАШНЕНЬКО для обывателя, мягко говоря…»

Но каковы практические советы автора кни­ги «Социальные психопатологии» «макропси­хиатра» А. Леонидова-Филлипова?

«Очень важно научиться отличить доказа­тельные, логические выводы от внушённых, ничем не подкреплённых утверждений. Ин­фопсихический вирус - это вбитое в голову утверждение, всегда отличающееся ГОЛОС­ЛОВНОСТЬЮ. Вместо доказательств он ис­пользует обманывающий доверие заменитель: многократное повторение, всеприсутствие. Это создаёт эффект очевидности утверждаемого, которое на самом деле отнюдь не очевидно». Например: «Нет ничего страшнее войны; вся наша жизнь - война». Или: «Век империй про­шёл; Россия - империя». Фактически склоне­ние как к индивидуальному, так и националь­ному суициду. Или вот ещё: «Россия умирает, необходимо за неё сражаться, но ты ничего не можешь сделать!» Каково?!

Психиатр даёт нам «домашнее задание» - удалить психовирусы из своей бытовой жизни, из своих убеждений и мировоззре­ния. «Методология такая: ищите в своих взглядах на жизнь равноубедительные, но взаимо-отрицающие постулаты. Выводите их из сферы подсознательного, вербали­зуйте в слово (т.е. «выговаривайте» зата­ённые страхи, сомнения, недоумения и т.п. - А.С.) То, что высказано, - уже отчуждено от души; формализация психовируса есть большая часть его нейтрализации». От себя можно было бы и добавить: а там и полити­ческий выбор на свежую голову.

Подготовил А.Б. СТРОЙКОВ