Я не киноман, не критик, не искусствовед. Но думаю, человек и без специальных знаний способен мыслить.

Многое сегодня делается через ки­нематограф, чтобы человек не стал чело­веком (может, желательно, чтобы мы были неандертальцами). То, что нынешние ре­жиссеры политизированы, - это ясно. Но остановимся на актерах. Актер, не говоря уже о гражданской ответственности, дол­жен не только изучить свою роль, но и со­ответствовать ей в жизни, стать на время своим персонажем. Иначе это не роль, а бу­тафория.

Возьмем, к примеру, фильм «Котов­ский». Как хотите ругайте режиссера, но ак­тер В. Галкин сыграл эту роль «на балалай­ке с оторванной струной». Актер должен знать, кого он играет. В случае с Галкиным создается впечатление, что он вообще не знал, кто такой Григорий Котовский, или не хотел знать (за знаменитым именем слава, но какая?). Он сыграл азартного подлеца без имени. Поэтому и славы эта роль ему не прибавила.

О Галкине – эпизод. Но разве кто- нибудь слышал, чтобы тот или иной актер по принципиальным соображениям отка­зался играть какую-нибудь роль? Они что, оловянные солдатики? Играют все, что им предложат. И нищие (как говорили в совет­ское время) актеры становятся миллионе­рами. И обывателя не трогает, не возмуща­ет все это.

Помню в 1958 году один из знамени­тых солистов того времени отказался петь в Алма-Ате за 175 рублей за минуту. Его тут же сняли с репертуара, и он очень долго не появлялся на эстраде. Какой же ты народ­ный артист?

Сейчас мы смотрим по ТВ совершен­но искаженные версии произведений клас­сиков русской и советской литературы. Не­ужели актеры не должны нести моральную, а может, и юридическую, ответственность за фальсификацию? Ведь за подделку до­кументов следует наказание. Но им, по- моему, не до морали. Успеть бы сыграть, да куш получить (по нынешнему – бонус).

Смотрим мы сейчас сериалы про ми­лицию, прокуратуру, следственные орга­ны, не говоря уже об органах госбезопас­ности – диву даешься: актеры, играющие свои роли, абсолютно несведущи, не про­жили ни одного дня, да что там, ни одного часа со своим героем. А ведь на восприя­тие зрителя в основном действует мастер­ство актера.

Возьмем, к примеру, советских акте­ров. Никита Михалков. Как он играл про­щелыг и вельмож! Остался по сей день «по-правительственному» знаменитым. И актеров он подбирает под свою пробу: нет – значит, нет! А ведь вырастила его совет­ская эпоха, которой он должен в ножки кла­няться. Нашел дорожку. А вот некоторые его ровесники -нет. Они отказались от роли шутов и лизоблюдов при дворе. Примеров тому много: Вицин, Любшин, Борисов, Тихо­нов, Соломин.

Но вернемся к актерам. Неужели им не стыдно играть роли из-за денег или конъюнктурных соображений? Это уже не актеры, а скоморохи.

В сознание зрителя актер входит на­прямую и его ответственность за воспита­ние молодежи действительно велика. Тем, кому дан рупор, должен чувствовать и от­ветственность, если он только живет на Ро­дине и в ответ за нее, а не зарабатывает на захваченной территории.

А. КОСИЦЫН