В до­с т и ж е н и и Победы в Великой От­е ч е с т в е н ­ной войне заслуги И. С т а л и н а и с к л ю ч и ­тельны. О них писали и пишут множество книг. Но не все знают, что в честь И. Сталина пытались переимено­вать Москву, столицу в город Ста­линдар. Тогда такое предложение было отвергнуто лично Стали­ным. Его поддержал Молотов. Так наша столица осталась Москвой.

Идея присвоения И.В. Сталину звания генералиссимуса появилась у маршалов: Жукова, Рокоссовско­го, Васильевского, Конева. Услышав это, Сталин отреагировал отрица­тельно. Его уговаривал Конев дваж­ды, мотивируя: по статусу русской армии, полководцу, одержавшему крупнейшие победы, триумфально окончившему кампанию, полагается такое звание. Настояли на этом и другие маршалы на заседании По­литбюро.

Затем Сталин сказал о себе в третьем лице:

-Хотите присвоить товарищу Сталину ге­нералиссимуса. Зачем это нужно товарищу Сталину? Товарищу Сталину это не нужно. Товарищ Сталин и без этого имеет авторитет. Это вам нужны звания для автори­тета. Товарищу Сталину не нужны никакие звания для авторитета. По­думаешь, нашли звание для товари­ща Сталина - генералиссимус. Чан Кайши-генералиссимус, Франко- генералиссимус. Нечего сказать, хорошая компания для товарища Сталина. Вы маршалы и я маршал, вы что, меня хотите выставить из маршалов? В какие-то генералис­симусы? Что это за звание? Пере­ведите мне.

Пришлось разыскивать истори­ческие справочники и объяснять Сталину, что в России официально введено воинским уставом в 1716 году, что генералиссимусами в Рос­сии были А.С. Шеин, А.Д. Меньши­ков, А.У. Брауншвейгский, А.В. Су­воров.

-Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не смо­жете! - заявил Рокоссовский.

С этим Сталин согласился. Ему было присвоено вновь учреждён­ное звание генералиссимуса СССР по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года.

Однако потом Сталин жалел, что согласился на генералиссиму­са и ругался с Молотовым: «Как я согласился?» По его логике полу­чалось: «Вождь всей партии, всего народа и международного движе­ния коммунистического - и только генералиссимус. Это же принижает, а не поднимает!» Молотов же в от­вет ему, что «Сталин был гораздо выше этого! Генералиссимус - спе­циалист в военной области. А он - и в военной, и в партийной, и в между­народной».

Надо сказать, что пытались Ста­лину присвоить два раза. Именно два раза! Первую попытку он пари­ровал и заглушил, а потом изъявил согласие и раскаивался в этом, тер­заясь угрызениями совести.

Скромность - это искусство го­ворить о других всё то хорошее, что мы думаем о себе (мысль Ф. Бува­ра). Скромность - украшение мудро­сти, - гласит японская пословица.

Удивительная скромность вели­кого вождя во многом объясняется тем, что он думает 24 часа в сутки не о себе, а о мощи и приумножении Советского государства и по праву чувствует себя заурядным чело­веком, испытывая неудобство при объяснении другим, какой он вы­дающийся лидер страны.

В.ГУСЕВ ,
член Союза журналистов России,
член Российского Общества историков-архивистов