СОРОКАЛЕТИЕ ВЕЛИКОГО ПРОЕКТА

В августе 2012 года исполняется 40 лет с момента, когда в СССР прозвучал призыв строительства моста из Аляски на Чукотку .

Передаю газете для опубликования фрагмент из воспоминаний Президента Международной Федерации предварительно напряженного железобетона Бен С. Гервика, написанный им по моему предложению. В нем он дает краткую характеристику профессору Т. И. Лину, инициатору строительства и разработчику проекта моста через Берингов пролив, между Аляской и Чукоткой, названного им не без оснований «Мостом мира».

Я познакомился с Бен Гервиком и Т. И. Лином в 1972 г. на заседании Международных морских экспертов, участвовать в котором они меня и пригласили. На заседании эксперты утвердили мост через Ла-Манш и «Нефтехранилище века» в Северном море. Там же, в порядке обсуждения, был рассмотрен мост через Берингов пролив. Бен Гервиг подарил мне тогда описание проекта с его адресом на обложке, написанным его рукой, оно сохранилось и используется мною для показа студентам.

Бен Гервик в своем генеральном докладе на тогда же проходившей международной конференции высоко оценил м ою и дею с оединения с екций м орских п ричалов, вдвое повышающую их прочность при навале судов. Это натолкнуло его на мысль предложить мне взять на себя роль главного специалиста по расчету навала льда на опоры моста, имеющего в проливе активные подвижки. Кстати, Бен Гервик и Т. Лин разработали конструкции опор, способные крошить лед. Меня они привлекли для проведения ряда исследований по корректировке их размеров. Мы с Бен Гервиком обсуждали детали проекта, сидя прямо на полу у края сцены шахматного клуба.

Мне повезло вступить с ним не только в научное, но и в дружеское общение. Что эти отношения таковы и взаимны, я убедился из письма Бен Гервика, в котором, в ответ на пересланные ему некоторые мои статьи, он сообщил, что гордится мною и вставляет мои разработки в свои книги, ссылаясь на мое авторство.

Переписка, тогда возникшая между Госстроем и ММФ, с НИИ, в котором я работал, увенчалась согласием поручить мне эту работу, но строительство моста так и не состоялось.

Переписка с Бен Гервиком продолжалась, в начале этого столетия в газете «Строитель» был напечатан его ответ на одно из моих писем. Сейчас предлагаю опубликовать воспоминания Бен Гервига о профессоре Т. И. Лине – замечательный текст о выдающемся человеке, нашедшем смелость и умение в годы холодной войны дружить и взаимодействовать с учеными СССР и Китая, в числе которых оказался и я. К тому же эти воспоминания - демонстрация многолетней дружбы и взаимоуважения между двумя инженерами и организаторами творческой работы высокого уровня.


 

В ПАМЯТЬ О Т.И. ЛИНЕ

В 1957 году профессор Т.И. Лин выдвинул идею Всемирного конгресса по предварительно напряженному бетону, который и с остоялся в Сан-Франциско и явился воистину одним из самых крупномасштабных событий того времени. Он сформировал комитет, в который наряду с другими участниками вошли я и профессор Scordelis. Наша некоторая робость в этом мероприятии полностью компенсировалась поистине безграничным энтузиазмом Лина.

Нами были приглашены наиболее значимые в этой новой технологии фигуры из Европы и Азии. В период наибольшего обострения «холодной войны» исключительно смелым шагом явилось приглашение делегации из России. Мы провели в течение недели Конгресс в отеле Faimont на Nob Hill.

Мы планировали участие 500 делегатов – фактически их было 1200. Огромный успех!

В качестве доброго ответного жеста наш комитет был приглашен на следующий год с визитом в Россию, в год, предшествующий возобновлению культурных обменов.

Советский премьер в то время был увлечен идеей реконструкции жилья и инфраструктуры, особенно в Москве и Ленинграде и предварительно напряженный бетон был выбран как основной строительный материал. Таким образом, были установлены близкие личные и профессиональные отношения с нашими советскими коллегами.

Существующая у Лина концепция потенциального использования технологий в качестве дипломатических средств привела его к еще более амбициозному проекту – установлению дружественных отношений между Китаем и США. По его предложению старые китайские друзья пригласили Т.И. и меня с женами вновь посетить Китай в к ачестве п ервого т ехнического о бмена. Д ействительно, до этого имел место обмен специалистами разве что по пинг-понгу.

Маргарет, ее дочь, как и моя жена, были приглашены сопровождать нас. Мао в это время продолжал управлять страной, но был уже очень старым и больным.

Нам было предложено прочитать 5 лекций – в результате их было прочитано более чем 20. Мы посетили Пекин, Шанхай, Ханьжоу, Куэллин и Ганьжоу в течение более месяца.

Возращение Т. И. и Маргарет на родину было отмечено грандиозной встречей многочисленных родственников со всех концов Китая. Т. И. преуспел не только в деле использования современных технологий для трансформации политических отношений. Он предложил свой, пожалуй, наиболее смелый проект – знаменитый Международный мост мира через Берингов пролив, соединяющий СССР с Аляской и США.

Технически осуществимый, экономически нереальный проект имел идейный колоссальный успех. Мост был представлен в прошлом году (видимо, 1969-71 гг. - А.С.) на канале «Дискавери» национального телевидения.

В университете Т. И. преданно занимался со студентами. Работа с ними была для него приоритетом сегодняшнего дня, и они же были надеждой в будущем. Он насыщал своим безграничным энтузиазмом и студентов, и своих коллег.

Бен ГЕРВИК


 

P.S. Идея строительства моста не нашла своего воплощения по экономическим соображениям. Скорее всего, определенную роль в этом сыграли проблемы строительства дороги от Певека, к которому подходил мост на российской стороне, до Магадана. Грунт на вечной мерзлоте, превращался в трясину в летнее время года.

Это действительно был бы «Мост мира», как называли его авторы проекта. Ведь по нему нескончаемым потоком могли пойти грузы из Америки в СССР, в обе Кореи, Китай, Монголию…. Это упростило бы снабжение русского Севера как со стороны СССР по дороге, которую предстояло построить, так и со стороны Америки по обсуждаемому мосту. Поэтому отказ от его строительства - существенная ошибка Л. Брежнева.

Как хотелось с ветерком пронестись на автомобиле по широкому прямолинейному мосту, проложенному над вечными двухметровой толщины льдами, дрейфующими, гонимыми ветрами, в сторону моста и потрескивающих, разрушаясь об его прочные быки-опоры. Проект создавал ощущение человеческой силы, побеждающей грозную природную стихию, силы инженерной мысли, способной находить пути этой победы.

Отказ от его строительства был следствием нашей бедности. Бедности, которая впервые стала реальным тормозом на моем личном творческом пути. Затем последовали развал СССР, ГКЧП, в результате чего не состоялась начатая передача АИСИ здания Политпроса и, следовательно, его открытия как федерального вуза, о чем до этих событий решения были приняты. Затем нам последовательно отказали в продолжении работы с 32-мя школьными классами, в многоуровневой встроенной подготовке за четыре года обучения рабочих, техников, инженеров-прорабов (ПТУ, Колледж, ВУЗ), затем инженеров-кострукторов (еще год обучения) и инженеров-исследователей (еще год обучения), т.е. в выполнении действий, согласованных с правительством СССР, а затем и с минобразования РФ и реализованных в АИСИ. За этим последовал отказ и от организатора АИСИ и разработанной им педагогической системы, созданной и внедренной с неимоверным трудом.

Мост, АИСИ и многое другое могли стать завершенным подвигом создаваемых для этого коллективов. Но этому не суждено было свершиться. Коллектив творцов в АИСИ распался, но как утверждает в телевизионных передачах об институте теледива Марина Глазкова, «Там воцарился оптимизм». Ну, хотя бы это.

А как обстоят дела у «распавшихся» творцов, как у них с оптимизмом? Тут все как обычно, оптимизм у них всегда превращался в конкретные большие дела, даже в смутные 90-е. Их история, в том числе ее часть, описанная выше, вдохновляет. Нечего беспокоиться, все помнят, все видят.

А. И. САПОЖНИКОВ ,
профессор