Один из моих приятелей, не имеющий компьютера, говорил мне не раз: - Зачем вообще нужен Интернет? Это такая мусорная яма, такой гадюшник! А я ему отвечал: - Смотря кто и зачем им пользуется. Это как в сюжете, когда двое смотрят вниз, первый видит лужу, а второй – звезды, которые в луже отражаются.

Но сегодня речь не о несомненной пользе этого великого изобретения человечества, а о том негативе, который выплескивается из него. Нет, не о сайтах с детской порнографией, инструкциями по производству или приобретению наркотиков или советами по осуществлению самоубийства. На днях, как вы знаете, Госдума приняла соответствующий закон по этому вопросу. И правильно сделала.

Речь о другом. Интернет дает возможность распространять информацию с невиданной быстротой. А если она заражена вирусом? Нет, не компьютерным. Несущим волны страха, ужаса, агрессии, лжи, сеющим панику?

Информационная инфекция не была бы проблемой, если бы она поражала лишь некоторых. Проблема в том, что она распространяется мгновенно и не только в пределах нашей страны. Приобретая при этом разные формы. Разумеется, для этого нужна благоприятная среда, а она в нашей стране, увы, есть, она формировалась все последние десятилетия.

Девятого июля страна пережила очередной государственный траур. Шестнадцатый за последние 12 лет. Тысячи несчастных в Крымске оказались в три часа ночи в стремительно пребывающей воде и в кромешной темноте не смогли выбраться из затопленных под самые потолки одноэтажных домов.

Тысячи людей по всей стране сейчас помогают пострадавшим. Активно используют ситуацию политики. В России так принято – заботиться о выживших, одаривать их деньгами. Это легче, чем предотвратить беду. Так было с утонувшей год назад «Булгарией», катастрофами на ГЭС и шахтах.

После случившегося я перелопатил сотни интернетовских материалов, тонны словесной руды, изучил десятки версий, старался отделять зерна от плевел. И до конца, честно признаюсь, мне это пока не удалось. Червь сомнения гнездится в душе.

Самый первый неофициальный текст принадлежал некоей Юлии Андроповой. Этот текст затем мгновенно разлетелся по стране в сотнях копий, хотя сам первоисточник был удален. Цитирую вкратце с сохранением авторского стиля:

«Крымск принял весь удар на себя дабы спасти Новороссийск! Сейчас все это умалчивают, но мой отец как раз в эту ночь дежурил и рассказывает, что ночью срочно собиралась комиссия, где решали открывать шлюзы Неберджаевского водохранилища или нет. Вопрос стоял в том, что если не откроют, то оно прорвет и вода затопит Новороссийск, а если открыть, то Крымск смоет. И как вы думаете?! Конечно они открыли шлюзы!!! Но в итоге ни Новоросс не спасли и Крымск утопили! Молодцы».

Знания школьной географии достаточно, чтобы сообразить, что Геленджик, подвергшийся удару стихии одновременно с Крымском, находится по другую сторону Кавказского хребта. Как и Новороссийск. Это каким же образом вода перейдет через него? Затопить его не получится никак, разве только научить воду ползти по склону вверх.

В тексте - явная ложь. Один из комментаторов подметил: «Странно, что девушка спаслась чудом, когда ее папа дежурил на хранилище и мог спокойно предупредить дочку». Другой возразил: «Так он ее и предупредил, поэтому спаслась. У вас как с логикой?»

Третий поиронизировал: «Да-да, дочка первым делом схватила комп, нашла действующую точку доступа в разрушенном городке - и давай правду-матку строчить...»

Четвертый добавил: «Он на овощехранилище дежурил. Но все равно все знал».

Еще один отклик в те же первые сутки после случившегося: «Сидят люди на крышах домов и плачут о спасении, - это мне написала сегодня вечером знакомая с Крымска. Спустилась с крыши и других важных дел не нашлось, только в тырнете покалякать. И свет есть, и комп не намочило семиметровой волной.... В общем, для меня это «белые нитки».

Что за «отец», который «как раз дежурил» и в то же время на «комиссии» в губернии заседал? Не удивлюсь, если запуганная девочка Юля окажется мордатым мальчиком из Виргинии. Запах характерный.

А как вам вот это: «Наталья Скворцова (Дейнега). Сейчас разговаривала с Крымском...5500 трупов - и это реально! 3000 с Варнавинского водохранилища и 2500 собрали по городу». Оставлю без комментариев. Скажу лишь, что лично я не доверяю официальным цифрам жертв. Ведь и довольно солидные издания не соглашаются с официозом. Например, «Аргументы недели» пишут: «Жители Крымска не смотрят новости – стыдно. «Какие 170 погибших? Тут фурами вывозили трупы. Все морги Крымска, Абинска забиты мертвыми. Опознания идут день и ночь. Один из вертолетчиков, молодой парень, поседел за одну ночь», – говорит Виталий. Проверить эту информацию официальным путем невозможно. Сотрудники МЧС, а их сюда привезли почти со всей страны, говорят, что есть официальное число погибших. И на дальнейший контакт не идут».

В первые два-три дня сообщали, что всю ночь на водохранилище раз за разом срабатывал автоматический слив. Позже выяснилось, что никакого автомата нет, а есть отверстие для слива, расположенное на три метра ниже края водохранилища. Через него вода, поднявшаяся выше уровня слива, уходит самостоятельно.

Писали и о том, что вода прорвалась через насосную станцию. Но она находится ЗА плотиной, ниже зеркала на 25 метров и работает на всасывание, как через нее можно залить город?

Масса сообщений, что группе жителей Крымска отказались показать с вертолета Атукаевское водохранилище. Правильно отказались. Такого водохранилища нет. Ни на картах, ни со спутника его не видно. Вместо него есть станица Натухаевская. Большая станица, богатая, но она не водохранилище. На запад-юго-запад от нее в паре километров есть пруд, большой пруд, в нем рыбу разводят. Но это лишь пруд и не более того.

В районе Крымска два водохранилища. Варнавинское располагается ниже уровня города и физически не могло его затопить. Остается Неберджаевское.

Десятки специалистов замучались объяснять, что нет там никаких шлюзов, Позже люди сами смогли проверить: такого чисто технически не могло произойти. Но информационная инфекция продолжает распространяться. Почему?

Народ не верит власти потому, что она на протяжении длительного времени врет и врет. Я и сам поначалу так думал, помня про Чернобыль и «Курск»: врете, сволочи!

Что бы ни сказали власти, даже правду, этому не доверяют, такая у них репутация.

Власть критиковать нужно - без вопросов. Если ее не критиковать, воровать им просто будет легче. Но вранье - недопустимо.

На официальном сайте оперативного штаба сообщается о появлении провокаторов в Крымске, распространяющих заведомо ложную информацию о планах дезинфекции города с применением авиации.

Почитаешь комментарии - многие написаны под копирку. Как будто один человек написал, разослал своим подчиненным, и они, не мудрствуя лукаво, публикуют это указание под разными личинами. Везде одно и то же - виноват во всем Путин, в России все плохо, все воруют, а в Крымске тысячи трупов на улицах плавают - но нет ни одной фотографии. Чиновники, желая угодить Путину, затопили город... И похоже, что в данном случае врет не власть, а врут те, кто очерняет действительность и пытается любыми способами дестабилизировать обстановку в регионе и в целом в России.

Главная задача провокаторов — поднять истеричный вой по любому поводу, пытаясь пропихнуть свои политические лозунги типа «выбрали стабильность — получили Крымск» везде и всюду. Благо массы подхватят и разнесут любую чушь. У большей части крикунов это сознательная провокация. Идет информационная война за наши головы.

Но, с другой стороны, разве не является характерным желание в любой проблеме усмотреть злонамеренное властное действо? Разве не очевидно, что и простые люди на улицах кубанских городов ожидают от власти в основном вреда и подлости?! И разве шлюзы государственной подлости не открываются периодически?

В Японии растет число жертв мощного наводнения. По данным на субботу, 15 июля, когда я пишу эту статью, погибли 22 человека, еще семеро считаются пропавшими без вести, почти полмиллиона человек вынуждены покинуть свои дома. Остров Кюсю уходит под воду — там затоплены целые города. Полмиллиона! Их предупредили заранее. А у нас?

Губернатор края А. Ткачев на встрече с жителями Крымска обронил: «Вы хотите, чтобы к каждому в дом постучали? Это невозможно!». А сирены, ревуны? Их что, уже нет? Об их необходимости говорили еще два года назад после разрушительного наводнения в Апшеронском и Туапсинском районах. Говорить говорили, но ничего не сделали. Зная в 10 вечера о грозящем наводнении. Почему? Ведь когда по телевизору показывают учения МЧС, у них все так красиво и быстро получается, а на деле?

Система мониторинга и оповещения, созданная и успешно работавшая при советской власти, была практически уничтожена в начале 90-х.

«Накажем виновных, поможем пострадавшим, восстановим утраченное», - как мантру повторяют теперь местные власти. Но погибших уже не вернешь.

Когда десять лет назад здесь случилось предыдущее наводнение (погибло более полусотни человек), власти вместо обещанного нового жилья дали людям денег на ремонт. А могли бы отстроить дома с учетом уроков трагедии, крепкие и несмываемые. Могли по уму сделать ливневую канализацию, укрепить берега окрестных речек, возвести другие необходимые сооружения. Могли, но не сделали, скорее всего, по причине нашего «авось» - ведь не каждый год такое случается, зачем лишний раз тратиться... Они, конечно, могут объяснить, что это дорого, в бюджете нет денег на такие расходы. Это будут объяснять чиновники региона, в который из центра идут миллиардные бюджетные потоки (одна Олимпиада в Сочи чего стоит). Что тогда говорить нищим регионам?

Когда недавно в Великобритании мощное наводнение накрыло несколько районов страны, погибли всего 2 (два!) человека. Всех остальных власти эвакуировали заранее. Да, со стихией сложно бороться, но сделать минимальным число ее жертв можно. Для этого нужно немного - четко делать свое дело, думать о народе и тратить бюджетные деньги по назначению. Но, похоже, для региональных чиновников это непосильная задача.

Все указывает на разгильдяйство и попытку чиновников прикрыть друг друга. Продемонстрированы полная неготовность и халатное отношение к своим обязанностям.

Время все расставит по местам. И, будем надеяться, воздаст по заслугам всем виновным.

Геннадий РОСТОВСКИЙ