Прочел недавно один любопыт­ный документ. Плата за воду в этом году может вырасти вдвое – зако­нопроект на этот счет подготовлен Минфином, и документ находится в стадии согласования.

«По моему мнению, плата за воду должна быть более ощутимой в структу­ре себестоимости, чтобы хозяйствующие субъекты из экономических соображений заботились о разумности водопотребле­ния», – говорит в интервью «Российской газете» директор департамента государ­ственной политики и регулирования в области водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кириллов.

По его словам, существует идея повы­шения ставок за воду. «Более того, Минфи­ном подготовлен законопроект, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс России, в главу водного налога. Речь идет о поэтапном повышении ставок. Ставки по­следний раз индексировались в 2004 году. И за это время они подешевели вдвое. Есть идея привести их к той экономической базе, из которой они рассчитывались 9 лет назад. Этот вопрос сейчас обсуждается. Вообще этот законопроект был внесен в правительство перед началом кризиса. Потом страна восстанавливалась после экономических потрясений. Сейчас доку­мент вновь актуализировался», – говорит господин Кириллов.

По его словам, для предприятий, бе­режно относящихся к воде, предусмо­трены понижающие коэффициенты за пользование водой, если они внедряют системы водосбережения или обновляют очистные сооружения. Причем им дается возможность сделать это за государствен­ные деньги.

Ну, это все вроде бы пока касается предприятий. Но наверняка коснется и такой организации, как Водоканал. И тогда уже очередное повышение мы, потребите­ли горячей и холодной воды, воочию уви­дим в квитанциях.

Сегодня в половине регионов – это и города, и сельская местность - употре­бляется вода либо некачественная, либо вредная. Больше того, почти половина пи­тьевой воды в стране не соответствует са­нитарно-гигиеническим стандартам. Даже в ряде районов Подмосковья еще недавно концентрация железа в воде превышала предельно допустимую в 3 раза, а теперь превышает подчас в 10 раз. А еще в воде встречаются марганец, фтор, сульфиды, нитраты, фенолы и др.

У нас в Знаменске питьевая вода тоже не Бог весть какая, хотя официально вредные примеси в ней и не превышают предельно допустимых норм (разве что несколько дней в середине октября, по­сле запуска системы отопления). Однако, во-первых, надо критически взглянуть на эти самые «предельно допустимые», а, во- вторых, вода из Ахтубы пока обеззаражи­вается хлором, что тоже не очень здоро­во. И новую фильтровальную неизвестно когда введут в строй, тяжба продолжается уже не первый год.

А вообще - положение с обеспечением населения планеты питьевой водой не вы­зывает оптимизма. Сегодня каждому пято­му (по другим данным, каждому третьему) человеку на Земле не хватает воды, и даль­ше положение будет только ухудшаться.

Россия по размеру водных ресурсов занимает второе место в мире после Бра­зилии, и мы пока этой вселенской жажды не ощущаем.

Вода у нас почти ничего не стоит, в от­личие от Европы и Америки. Вероятно, по­этому средний россиянин тратит в день больше 200 литров воды. Это – непозволи­тельная роскошь.

В институте водных проблем РАН ут­верждают: «Перед 2025 годом наступит глобальный водный кризис. Доступная вода останется в 3-4 странах мира. Это Россия, Бразилия, Канада, Австралия. А больше свободной воды нигде не будет. Она будет разобрана вся до капли».

И если на Западе говорят о необходи­мости «интернационализации» россий­ских месторождений полезных ископа­емых, то к нашим запасам пресной воды это требование относится в еще большей степени.

Потребление промышленностью воды громадное (на производство одной тонны стали расходуется 20 кубометров или тонн воды), и оно у нас на единицу продукции часто бывает в разы больше, чем в передо­вых странах Запада.

Да и в быту – та же картина. Чтобы по­бриться безопасной бритвой, американцу достаточно стакана воды, нашему мужчи­не – чуть ли не ведро. Только у нас хозяйка на кухне, чистя у раковины картошку, бол­тает с гостьей – а вода все это время льет­ся непрерывной струей. Немец всякий раз прикидывает, принять ли ему сегодня ванну – это стоит столько же, сколько и новая пара ботинок. Англичанин затыка­ет пробкой раковину, наливает в нее не­много воды и так умывается. В некоторых семьях в Израиле даже воду в туалете спу­скают один раз в сутки – перед отходом ко сну. Сколько раз наши соотечественники попадали в трагикомическую ситуацию в Японии: поселившись в гостинице, они от души плескались с дороги в ванне, а потом с изумлением читали счет за воду…

Ситуация и у нас постепенно меняется в лучшую сторону – с установкой в кварти­рах счетчиков. Волей-неволей приходится экономить, потому что это сказывается на семейном бюджете.

Вода в обозримом будущем станет до­роже нефти. Уже сейчас экспорт чистой питьевой воды может быть третьим по­сле нефти и газа источником сырья, кото­рый мог бы приносить доходы бюджету. А в перспективе он, видимо, мог бы стать главным источником валютных поступле­ний в казну – «рынок сбыта» этого «сырья» колоссальный. Если одни виды энергии могут быть заменены другими, то воду ни­чем заменить никогда не удастся. Поэтому ее ценность нельзя измерять в деньгах, это – сверхценность XXI века…

Геннадий РОСТОВСКИЙ