вышла на бумажном носителе
книга Брезентовый парус или каникулы в Астрахани"

КНИГА в PDF формате для ознакомления

 

Книга "Брезентовый парус или каникулы в Астрахани" презентована Галине Александровне Зотеевой, Заместитель председателя Правительства Астраханской области - министр культуры и туризма Астраханской области (14.06.2017г)



и даже такой вот отзыв о повести, давшей название книге, дал Губернатор. Александр Александрович Жилкин, познакомившийся с ней ещё в электронном виде.

Презентация книги "Брезентовый парус или каникулы в Астрахани" прошла 6 июня 2017 года в Астраханской Областной Научной Библиотеке им. Н.К.Крупской. Презентацию проводил Щербаков Юрий Николаевич. Посетил презентацию книги Евгений Сергеевич Дунаев.

на фото с автором: Дунаев Евгений Сергеевич.

Депутат Думы Астраханской области от регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Астраханской области

 

на фото с автором: Щербаков Юрий Николаевич,

председатель Астраханского филиала Союза писателей России

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ

ПАРУС НАДЕЖДЫ

 

Чем привлекает проза Игоря Братченко?
Прежде всего – современной, кинематогрофичной манерой изложения. Его повести очень похожи на сценарии будущих фильмов. Нашёлся бы только режиссёр для их постановки! А тексты того стоят! Чем, к примеру, не сюжет для настоящей мелодрамы – повесть «Папа в подарок»? Мать-одиночка уверила маленького сына в том, что его папа где-то далеко зарабатывает деньги для семьи, но всё равно когда-нибудь вернётся, надо только подождать. Ситуация многажды описанная и прозаиками, и поэтами.

«Ты о нём не подумай плохого.
Подрастёшь и поймёшь всё с годами.
Твой отец тебя помнит и любит,
Только нету его вместе с нами».

Всё – как в известном стихотворении Николая Доризо. Но Братченко поворачивает сюжет от слезливой сентиментальности к реалиям современной жизни. Ребёнку нужно предъявить папу! Хотя бы на пару дней! В качестве новогоднего подарка! А там –
будь что будет! Так решает молодая женщина. И чудо происходит! Мужчина, приглашённый на роль «папы – новогоднего подарка», должен стать настоящим отцом семейства! Автор заставляет читателя поверить в реальность такого превращения.

 

Жизнь астраханского понизового села позднего советского времени – стержень повести «Парус». А видит её автор глазами школьника, «сосланного» на всё лето к бабушке. И латанный-перелатанный брезентовый парус на бударке – не больше, не
меньше, как символ ушедшей эпохи. Той эпохи, где по Астрахани лениво громыхали трамваи, а по Волге носились «Метеоры» и «Ракеты», где в ловецких селениях доживали свой век династии настоящих рыбаков, где на земле, освобождённой
половодьем, сажали картошку, а на старых куласах и бударках ходили на острова за ежевикой. Что не говорите, а ностальгия – светлое чувство… Грусть по безвозвратно утраченному прошлому, по размеренной и спокойной жизни – у многих
коренных астраханцев ворохнётся она в душах после прочтения повести Братченко.

 

Не останутся в накладе и любители тонкой психологической литературы. Думается, повесть «Метаморфозы» им придётся по
вкусу.

 

Остаётся пожелать новой книге доброго пути к читателям и к тем, кто возьмётся экранизировать сочинения астраханского автора!

 

Юрий Щербаков,
председатель Астраханского отделения Союза писателей России.

 

 

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ ИГОРЯ БРАТЧЕНКО


Творчество – это таинство. Оно не подчиняется тщеславным желаниям – слава, денеги, почет и т.д. - и не признает рациональных обоснований. В отличие от поточного кича и детективно-бульварного ремесла, оно изначально иррационально. Спорить с этим не стоит, достаточно прочесть биографии великих мастеров, особенно фатальные финалы. Можно просто попробовать что-либо сделать самому. Нарисовать, слепить, сочинить. Да так, чтобы не «сдуться», а закончить начатое, да при этом, чтобы сотворённое было интересно тем, кому адресовано, и несло доброе, разумное, вечное.

 

Но обывателю, живущему в замкнутом круге материальных дел и забот, с телевизором и вечной погоней за благосостоянием, гламуром и прочим, невозможно услышать голоса муз. Для этого надо сойти с орбиты суетности и отбросить общепринятые понятия о нормальном и правильном, выйти из общего строя участников, став Наблюдателем.

 

Но прежде – надо принять в дар изменчивую и непостоянную Искру Божью, а к ней - тяжелую и негабаритную глыбу Сизифа – судьбу Мастера.  И придется прожить множество разных жизней своих героев, вместив в одну свою, чтобы понять: всё в мире не так однозначно, как когда-то схематично и статично рисовали старшие – мудрые и авторитетные люди. Пережить череду черных и белых полос, чтобы увидеть в черно-белом тысячи оттенков серого. Прочувствовать множество боли и разочарований, чтобы стать милосерднее и мягче, добрее к окружающим и полюбить этот мир с его извечными язвами, как мать любит свое увечное дитя.

 

Никто и никогда не просчитает, сколько причин - видимых и невидимых - должны прийти в движение, чтобы перо побежало по бумаге, оставляя на ней слова, из которых потом получилась бы книга. Сколько надо исписать бумаги в поиске точных фраз и ярких образов, чтобы уловить закон гармонии и начать видеть скрытое, читать тайный смысл событий и понимать не следствия, но причины. И творить - до отчаяния, до истощения, ибо творчество не любит сытых и беззаботных самозванцев. На этом пути трудно сказать что-то новое, ибо все уже сказано. Трудно, но возможно. Этот путь не осыпан розами, а венцу лавровому зачастую предтечей венец терновый.

 

Творчество – прожорливый идол, который постоянно требует, словно крови, бессонных ночей, сгорающих в поиске новых строк, писании картин, ваянии статуй. И ничего не дающий взамен, кроме постоянной борьбы тела и духа, да возможности недужить завидной кому-то непосвященному «высокой болезнью». Некоторым, потом, после смерти, ставят красивые, аллегорические памятники, открывают именные музеи, пишут запоздалые посмертные гимны таланту и пр. А большинство просто забывают. Кому и что предстоит принять, вынести, выдержать - жребий непредсказуем.  

 

Пиши, если взялся за перо, там видно будет. Настоящий Писатель – это проводник, сталкер. Во времени, в пространстве, в вихрях бесчисленных идей он ищет брод, отделяет зерна от плевел и осмысливает вехи развития человечества. Он делает то, чего не могут остальные, покуда заняты самым важным своим делом - собой. Находясь рядом, в соседнем доме, подъезде, комнате, он живет параллельно с этим миром, временем, но не в нем. Писатель не участник действа. Он тот самый наблюдатель. Оракул, провидец, мировой судья, суфлер: человеческому обществу нужен кто-то со стороны, кто расскажет и покажет протекающие в нем процессы. Проведет диагностику. И выпишет рецепт исцеления. Как доктор.

 

Его жизнь непонятна, труд невидим, а плоды его доступны или необходимы немногим. Это же не хлеб, говорят рационалисты, голодного романами не накормишь. Но если представить себе изобилие гастрономическое при полном отсутствии бесчисленного множества предметов культуры, созданных человечеством, то станет зябко от ужаса перед всеобщей деградацией и торжеством инстинктов и рефлексов. Что мы и наблюдаем в новых поколениях, выросших на руинах советской империи за полтора десятка лет бескультурья и бездуховности…  Может быть, и создал когда-то человек красоту, заключив ее в самые малофункциональные вещи, – произведения прикладного искусства, да в мифы и сказания, из которых и родилась литература, - как подсознательный гарантированный оберег от деградации. Передавая бесценное богатство потомкам, человечество сохраняет духовность, веру, совесть, красоту, заложенные в культурном наследии.  И именно эта способность, мне кажется, определяет человека как вид – Человека разумного.

 

Не каждому пишущему дано стать великим писателем, даже просто писателем. Многие остаются авторами текстов с той или иной степенью общественной или литературной значимости. Эффект от многих произведений подобен быстро исчезающим кругам на воде. Но те, кто рискнул заявить о себе, знают, чего стоит каждое слово, положенное на бумагу. И что такое этот параллельный мир – мир Слова, с которого, если верить одной из самых популярных и ветхих книг, начался этот мир. Главное для всех пишущих – помнить об этом.  И спрашивать себя: как слово наше отзовется?

 

Добро пожаловать в параллельный мир Игоря Братченко. Пусть написанное им отзовется в вас тепло и по-доброму.  Почувствуйте ещё раз: мы такие разные, такие противоречивые, такие непостоянные, но мы – Люди. И объединяет, спасает и очищает нас Слово, помноженное на Творчество. И пусть лучшим подарком по-прежнему остается книга. 


                        Андрей Мирошников,

поэт, член Союза писателей России.

 

ДИНА НЕМИРОВСКАЯ О ПОВЕСТИ ВОШЕДШЕЙ В КНИГУ:

Лично я прочла эту книгу взахлёб! Всё сетовала, что в Астрахани нет продолжателя традиций Юрия Селенского. Астрахань глазами 20-30-х годов сорванца Гошки Потехина продолжил автор "Брезентового паруса", передавший неповторимую атмосферу нашего города 70-х также глазами подростка!
 

   

ПАРУС НАДЕЖДЫ - знаковое событие 

 

СЦЕНАРИИ ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ

ПО ДВУМ ПОВЕСТЯМ В ЭТОЙ КНИГЕ:

Папа в подарок

Иллюзия